РЕШЕНИЕ от 28 августа 2018 г. по делу № 1-00-1493/77-18 О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Нарушение

процедуры проведения торгов

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
<...>
от ООО "А": <...>
в отсутствие конкурсного управляющего Е.В.ВА. (извещен о заседании Комиссии надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 24.08.2018 N ИГ/40960/18),
рассмотрев жалобу <...> (далее также - Заявитель, Податель жалобы) на действия организатора торгов - ООО "А" (далее также - Организатор торгов) при проведении торгов в форме аукциона, открытого по составу участников, с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества ООО "ПА" (сообщение N 2894184) (далее - Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в несоблюдении порядка проведения Торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2017 N А40-99913/2016-160-132 ООО "ПА" (далее - Должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим Должника утвержден Е.В.ВБ.
Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р газета "Коммерсантъ" определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.
В соответствии с указанным сообщением дата публикации объявления о проведении Торгов в газете "Коммерсантъ" N 133 (6371) - 28.07.2018, дата публикации объявления о проведении Торгов в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - 25.07.2018.
Согласно данным сообщения предметом торгов является Оборудование и техника, находящиеся в залоге у АО "ПБ". Полный список движимого и недвижимого имущества опубликован в приложении к данному сообщению на сайте: www.bankrot.fedresurs.ru и размещен на электронной площадке (utender.ru).
Датой и временем приема заявок определено 30.07.2018 09:00, дата и время окончания подачи заявок - 31.08.2018 18:00, дата проведения Торгов - 03.09.2018. Начальная цена продажи имущества устанавлена в размере 6 979 063 руб.
1. По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Торгах.
Заявитель считает, что в соответствии с нормами статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации срок подачи заявок начинается с 31.07.2018, в связи с чем, двадцать пять рабочих дней, установленные пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве, истекают 03.09.2018. Между тем, 03.09.2018 назначено проведение Торгов.
Комиссия оценивает заявленный вышеназванный довод как неосновательный ввиду того, что Заявителем неверно исчислен срок представления заявок на участие в Торгах.
В соответствии спункту 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
При условии, что сообщение о проведении Торгов, как отмечалось ранее, было опубликовано 25.07.2018, а срок подачи заявок составляет с 30.07.2018 по 31.08.2018, временной интервал между моментом опубликования соответствующего сообщения и окончанием срока подачи заявок составляет 27 рабочих дней.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о соблюдении Организатором сроков, установленных положениями Закона о банкротстве, и признает данный довод жалобы необоснованным.
2. Заявителем также обжалуется указание в сообщении о проведении Торгов заниженной начальной цены продажи имущества. Так, согласно пункту 6.2 Порядка и условий проведения торгов по продаже имущества Должника, являющегося предметом залога и утвержденного АО "ПБ" (далее - Порядок) начальная цена продажи имущества определена в размере 8 254 400,00 руб. В то же время в сообщении, размещенном в ЕФРСБ и газете "Коммерсант", начальная цена продажи имущества указана в размере - 6 979 063,00 руб.
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что размер начальной цены имущества в пункте 6.2 Порядка указан с включением в эту цену налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения не признаются операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). В этой связи, в сообщении в ЕФРСБ и газете "Коммерсант" указана цена имущества без налога на добавленную стоимость, то есть 6 979 063,00 руб.
Комиссия соглашается с доводом Организатора торгов и отмечает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.07.2017 N 309-КГ17-8703, продажа имущества организации-банкрота с 1 января 2015 года в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ должна осуществляться без НДС и без выделения его в продажной стоимости в первичных и платежных документах и без выставления счета-фактуры.
Реализация предмета залога в первую очередь в ходе процедуры банкротства направлена на имущественный интерес залогового кредитора, поскольку именно его требование подлежит удовлетворению за счет денежных средств, вырученных от продажи, поэтому тот уровень цены, который им определяется, предполагается соответствующим и действительной стоимости и отвечающим требованиям и представлениям такого кредитора о стоимости имущества, обеспеченного залогом.
АО "ПБ" утвердило цену продажи имущества в пункте 6.2 Порядка, что презюмирует согласие залогового кредитора с указанной начальной ценой продажи имущества.
Однако определенная в Отчете об оценке от 31.03.2018 N 18-007-1 цена на основе рассчитанной независимым оценщиком рыночной стоимости, включала в себя налог на добавленную стоимость, то есть налог на добавленную стоимость начислялся не сверх рыночной стоимости, а рыночная стоимость уже включала в себя налог на добавленную стоимость.
Таким образом, Организатор торгов во исполнение вышеназванных положений НК РФ обязан был разместить сообщение с начальной ценой продажи имущества с вычетом НДС.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что Организатором торгов верно указана начальная цена продажи имущества Должника, в связи с чем данный довод жалобы признается необоснованным.
3. Податель жалобы также указывает, что Организатор торгов в ЕФРСБ разместил договор о задатке, не подписанный электронной цифровой подписью, так как для признания договора заключенным необходимы подписи обеих сторон.
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов согласился с фактом размещения договора о задатке без подписи Организатора торгов. Однако он отметил, что в соответствии с пунктом 4.4 Порядка заявитель вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежит размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
На основании изложенного, Комиссия признает данный довод жалобы обоснованным ввиду нарушения Организатором торгов пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве. При этом в материалах дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Заявителя или иных лиц, принявших участие в Торгах, в связи с чем отсутствует необходимость в выдаче Организатору торгов предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной в части опубликования договора о задатке не подписанного Организатором торгов, в остальной части - необоснованной.
2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве.
3. Обязательное для исполнения Организатору торгов предписание не выдавать, так как действия Организатора торгов не повлекли нарушение прав и законных интересов Заявителя.
4. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 24.08.2018 N ИГ/40960/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.