РЕШЕНИЕ от 4 августа 2020 г. по делу № 077/06/57-12659/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Х.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.С.ОА.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
при участии представителей ИП Б., ГБОУ Школа N 1568, посредством видео-конференц связи,
в отсутствие представителей ГКУ Дирекция ДОНМ, уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 31.07.2020 N АК/42818/20,
рассмотрев жалобу ИП Б. (далее - Заявитель) на действия ГБОУ Школа N 1568 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке и содержанию прилегающих территорий для нужд образовательных организаций, подведомственных ДОНМ в 2020-2021 годах (совместные торги) (среди СМП
и СОНО) (Закупка N 0873500000820002358) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
(далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.07.2020 N АК/42818/20.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно размещен протокол отказа от заключения контракта от 27.07.2020 N ППУ1 и признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением обеспечения исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления, что документация об аукционе содержит ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
На заседании Комиссии Управления установлено, что, в срок предусмотренный ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, Заказчиком направлен проект контракта для подписания победителем электронного аукциона в лице ИП Б.
В силу ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе. или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
На заседании Комиссии Управления установлено, что в установленный срок ИП Б. подписал контракт и представил документы во исполнение требований ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Закона о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта по вышеуказанной закупке составляет 9 870 182,50.
Комиссией Управления установлено, что участником закупки представлена информация о трех контрактах, а именно: контракт N 150500440731700035 на сумму 9 314 740,26 руб.; контракт N 1505004407317000025 на сумму 3 881 141,78; контракт N 2771603570520000176 на сумму 27 682,42.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В письменных возражениях, представленных Заказчиком, указано, что при проверке сведений, представленных победителем, установлено, что контракт под реестровым номером 2771603570520000176 исполнен с применением к Исполнителю неустойки, что подтверждается информацией, указанной на сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что 19.05.2020 заказчиком в лице ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" по контракту N 2771603570520000176 была выставлена претензия в части несвоевременного предоставления документов для оплаты. Вместе с тем Исполнителем был направлен ответ на данную претензию с подтверждением своевременного предоставления исполнителем документов для оплаты. Далее заказчиком в лице ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" было установлено, что данные документы переданы Исполнителем в установленный срок, в связи с чем к Исполнителю не были применены штрафные санкции. При этом в карточке данного контракта размещен документ "Акт выполненных работ", из которого однозначно следует, что контракт исполнен на сумму 27 682,42 рублей без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней). Кроме того при подписании государственного контракта Заказчику было направлено письмо ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" N 21-1829/20 от 03.07.2020, в котором изложены вышеприведенные обстоятельства.
Также Заказчик в своих возражениях указывает на то, что контракт с реестровым номером 1505004407317000025 не исполнен за три года до даты подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем данный контракт не засчитан Заказчиком.
Не согласившись с доводами Заказчика, Заявитель пояснил, что вышеуказанный контракт расторгнут по соглашению сторон 26.12.2017, о чем размещена информация в ЕИС. В соглашении о расторжении государственного контракта, размещенном в ЕИС указано следующее: "Стороны договорились расторгнуть контракт от 07.08.2017 N 0348100061117000016-0062584-03 по соглашению сторон, по фактически выполненным работам по содержанию котельной и ТО оборудования, находящегося в котельной Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России) в размере 3 881 141 рублей 78 копеек". При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе. В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной систем расторжение контракта допускается по соглашению сторон. Таким образом, расторжение контракта является допустимым этапом исполнения контракта. В связи с вышеизложенным, данный контракт исполнен 26.12.2017, то есть в течение трех лет до подачи заявки по закупочной процедуре N 0873500000820002358, с учетом того, что заявка ИП Б. подана 09.07.2020 (1 год: 09.07.2017 - 09.07.2018; 2 год: 09.07.2018-09.07.2019; 3 год: 09.07.2019-09.07.2020), без применения неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для признания участника уклонившимся от заключения контракта на основании неисполнения последним требований ч. 8.1 ст. 96, а также ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, и принятие Заказчиком решения об отказе от заключения контракта по основанию, указанному в протоколе, является неправомерным и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 ст. 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании вышеизложенного решение Заказчика об отказе от заключения контракта с победителем аукциона в рассматриваемом случае принято в нарушение ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Управления отмечает, что в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.07.2020 N ППУ1 содержится ссылка о несоответствии информации, представленной ИП Б. положениям ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе. Вместе с тем в данном конкретном случае победителем представлены документы в качестве замены обеспечения государственного контракта во исполнение ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, а не в подтверждение своей добросовестности.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ИП Б. на действия ГБОУ Школа N 1568 обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.