РЕШЕНИЕ от 15 февраля 2018 года о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

процедуры проведения торгов

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Резолютивная часть решения оглашена "12" февраля 2018
В полном объеме решение изготовлено "15" февраля 2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) по рассмотрению жалобы ООО "Б" в составе:
М. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
И. - старшего государственного инспектора отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии
Л. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок отдельными видами юридических лиц, члена Комиссии;
В присутствии:
представителей Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (далее - Организатор торгов)
представителей ООО "Б" (далее - Заявитель)
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО "Б" (вх. N 1999/18 от 25.01.2018) на действия Организатора торгов - Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга при организации и проведении конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (извещение размещено на сайте http://torgi.gov.ru, NN 271217/20892505/02, лот N 1,лот N 2, далее - Конкурсный отбор), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

установила:

Извещение N 271217/20892505/02, лот N 1, лот N 2 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее - сайт торгов) 27.12.2017.
Дата и время начала подачи заявок: 27.12.2017 14:00;
Дата и время окончания приема заявок: 17.01.2018 10:00;
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 17.01.2018 10:00;
Срок подписания протокола о результатах конкурса: 01.02.2018.
Предметом конкурсного отбора является присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 1 (лот N 1) и N 2 (лот N 2).
В жалобе Заявитель указывает на нарушения допущенные Организатором торгов при организации и проведении Конкурсного отбора, а именно:
1. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2016 N 1147 "О Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе" (далее- Территориальная схема) используемая Организаторов торгов при разработке документации для проведения Конкурсного отбора содержит устаревшие данные, не актуализирована, что привело к включению в состав документации некорректных сведений.
2. В нарушение подпункта ж) пункта 12 Правил документация об отборе не содержит ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования региональной программы в области обращения с отходами, вместе с тем, документация об отборе содержит ссылки на иные документами, не являющимися "региональной программой" (пункт 13.6 документации об отборе).
3. Неправомерное включение в расчет максимальной приведенной стоимости услуг регионального оператора суммы за 2017 год, в то время как соглашение заключает на 10 летний период (2018-2027 г.г.).
4. Установленные в документации об отборе критерии, их значимость и порядок оценки, ограничивают участников торгов в подачи своих предложений (приведенная стоимость услуги), не позволяют объективно оценить и установить лучшие предложения.
5. Рассмотрение конкурсной комиссией заявок ГУП "З" противоречат требованиям пункта 8.5 документации об отборе (заявки должны были быть возвращены).
6. Неверное применение формулы при формировании необходимой валовой выручки регионального оператора (НВВ Регионального оператора).
В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данного конкурсного отбора, пояснений сторон, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6, частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах разработка территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.
16 декабря 2016 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 1147 "О территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами".
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее -Правила) устанавливает порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе Пунктом 10 Правил установлено, что Организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.
В соответствии с подпунктом а) пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - схема обращения с отходами).
Документацией об отборе (пункт 13.2) содержится ссылка на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы, а именно: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/documents/.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите кокнуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Оценка полноты и актуальности содержания Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2016 N 1147 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами не относиться к компетенции Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению настоящей жалобы.
В соответствии с подпунктом ж) пункта 12 Правил документация об отборе содержит ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования региональной программы в области обращения с отходами (при наличии такой программы).
Обязанность по опубликованию региональной программы состоит в прямой зависимости от наличия разработанной и утвержденной региональной программы.
Сторонами не оспаривается, что на момент рассмотрения жалобы по существу, разработанная и утвержденная региональная программа отсутствует.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 487 принята государственной программе Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы" (далее - Государственная программа).
В пункте 13.6 документации об отборе дана ссылка на данную Государственную программу.
В условиях отсутствия разработанная и утвержденная региональная программа, ссылка на дополнительный источник информации (государственная программа) не может нарушать права и законные интересы Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Организатором конкурсного отбора подпункта ж) пункта 12 Правил не нашел своего подтверждения.
В силу подпункта н) пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.
В соответствии с подпунктом о) пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать срок, на который присваивается статус регионального оператора.
Согласно пункту 92 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" приведенная стоимость услуги регионального оператора рассчитывается как сумма необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус, приведенной к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен).
Анализ приведенных выше норм права и положений документации об отборе явно свидетельствует о том, что расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора должен быть произведен исходя из срока срок, на который присваивается статус регионального оператора, а именно 2018-2027 гг.
Вместе с тем, согласно документации об отборе максимальная приведенная стоимость услуги регионального оператора в зоне деятельности регионального оператора N 1 (лот N 1) составляет - 42 632 225 822 (Сорок два миллиарда шестьсот тридцать два миллиона двести пять тысяч восемьсот двадцать два) рубля 00 копеек, оператора в зоне деятельности регионального оператора N 2 (лот N 2) составляет - 42 093 817 917 (Сорок два миллиарда девяносто три миллиона восемьсот семнадцать тысяч девятьсот четырнадцать) рублей 85 копеек. Расчет приведен в приложениях N 3.1 и 3.2 к документации об отборе.
Согласно приложению 3.1 к документации об отборе "Расчет максимальной приведенной стоимости услуг Регионального оператора в зоне деятельности регионального оператора N 1" в итоговую приведенную стоимость услуг регионального оператора (НВВ i привед) включена сумма стоимости услуг регионального оператора за 11 лет (с 2017 по 2027 год), в то время как статус регионального оператора присваивается на срок 10 лет (с 2018 по 2018).
При этом, в итоговую приведенную стоимость услуг регионального оператора включен 2017 год с суммой 3 282 157 156 (Три миллиарда двести восемьдесят два миллиона сто пятьдесят семь тысяч сто пятьдесят шесть) рублей 02 копейки.
Согласно приложению 3.2 к документации об отборе "Расчет максимальной приведенной стоимости услуг Регионального оператора в зоне деятельности регионального оператора N 2" в итоговую приведенную стоимость услуг регионального оператора (НВВ i привед) включена сумма стоимости услуг регионального оператора за 11 лет (с 2017 по 2027 год), в то время как статус регионального оператора присваивается на срок 10 лет (с 2018 по 2018).
При этом, в итоговую приведенную стоимость услуг регионального оператора включен 2017 год с суммой 3 237 924 758 (Три миллиарда двести тридцать семь миллионов девятьсот двадцать четыре тысячи семьсот пятьдесят восемь) рублей 66 копеек.
Таким образом, Организатором конкурсного отбора установлена приведенная стоимости услуги регионального оператора, несоответствующая срокам исполнения соглашения (срок, на который присваивается статус регионального оператора), что является ненадлежащим исполнением подпункта н) пункта 12 Правил и довод Заявителя в данной части - обоснован.
В силу подпунктов и), к) пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором; величину значимости критериев оценки и сопоставления заявок.
Согласно подпункту а) пункта 20 Правил одним из критериев оценки и сопоставления заявок является приведенная стоимость услуги регионального оператора.
Пунктом 51 Правил определено, что оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения в соответствии с критериями конкурсного отбора.
В соответствии с пунктом 11.5 документации об отборе лучшие условия исполнения соглашения соответствуют наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев оценки и сопоставления заявок по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях других участников конкурсного отбора, с учетом значимости критериев конкурсного отбора, предусмотренных документацией об отборе.
Разделом 10 документации об отборе установлен: стоимостной критерий оценки "Приведенная стоимость услуги регионального оператора"; коэффициент значимости критерия - 0, 6.
Также указанным разделом определена шкала оценки показателей критериев:
0 баллов (предложение без снижения приведенная стоимость услуги регионального оператора);
50 баллов (предложение со снижением приведенной стоимости услуги регионального оператора не более чем на 5%);
100 баллов (предложение со снижением приведенной стоимости услуги регионального оператора более чем на 5%).
Таким образом, предложение участника конкурсного отбора содержащее снижение приведенной стоимости услуги регионального оператора превышающее 5% не отражается на баллах, присваиваемых конкурсной комиссией заявке участника конкурсного отбора.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Указанные условия не позволяют Конкурсной комиссии объективно оценить конкурсные предложения участников конкурсного отбора, содержащие более выгодные ценовые предложения по сравнению с максимальным значением, установленным в документации об отборе.
Вышеизложенное подтверждает данные протокола 2.3 о результатах проведения конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 2 (лот N 2) от 29.01.2018.
Так, по лоту N 2 конкурсной комиссией оценивались 4 заявки участников.
Участником ГУП "З" была предложена приведенная стоимость услуги регионального оператора в размере 39 899 761 007 (Тридцать девять миллиардов восемьсот девяносто девять миллионов семьсот шестьдесят одна тысяча семь) рублей 31 копейка (снижение на 5,2%), по данному критерию конкурсной комиссией было присвоено 100 баллов.
Участником АО "А" была предложена приведенная стоимость услуги регионального оператора в размере 39 863 845 565 (Тридцать девять миллиардов восемьсот шестьдесят три миллиона восемьсот сорок пять тысяч пятьсот шестьдесят пять) рублей 44 копейки (снижение на 5,3%), по данному критерию конкурсной комиссией было присвоено 100 баллов.
Участником ООО "Н" была предложена приведенная стоимость услуги регионального оператора в размере 16 554 109 442 (Шестнадцать миллиардов пятьсот пятьдесят четыре миллиона сто девять тысяч четыреста сорок два) рубля 85 копеек (снижение на 60,6%), по данному критерию конкурсной комиссией было присвоено 100 баллов.
Участником ООО "Р" была предложена приведенная стоимость услуги регионального оператора в размере 31 528 269 618 (Тридцать один миллиард пятьсот двадцать восемь миллионов двести шестьдесят девять тысяч шестьсот восемнадцать) рублей 16 копеек (снижение на 25,1%), по данному критерию конкурсной комиссией было присвоено 100 баллов.
Таким образом, действия Организатора торгов по установлению предельного (оцениваемого) снижения стоимости услуги оператора в размере 5%, фактически нивелировали значимость критерия, определенного подпунктом а) пункта 20 Правил, исключили состязательный процесс (конкуренцию) участников по цене (при этом стоит учитывать, что критерий цены имеет самый значимый удельный вес - 0,6).
Таким образом, указанные действия Организатора конкурсного отбора противоречат требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и довод Заявителя в данной части - обоснован.
Пунктом 24 Правил определено, что заявки представляются по форме и в порядке, в сроки и в месте, которые указаны в документации об отборе.
Согласно пункту 31 Правил заявитель вправе подать только одну заявку.
В оспариваемых торгах выделены два лота.
Участники подают заявку на участие в конкурсном отборе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный соглашение.
В соответствии с пунктом 3.1 документации от отборе заявитель вправе подать только одну заявку по соответствующему лоту.
Пунктом 8.5 документации об отборе в случае установления факта подачи одним заявителем двух и более заявок при условии, что поданные ранее эти заявителем заявки не отозваны, все заявки этого заявителя не рассматриваются и возвращаются этому заявителю.
Комиссией установлено, что ГУП "З" подало по одной заявки в отношении лота N 1 и лота N 2, что не противоречит требованиям Правил и документации об отборе.
Довод заявителя основан на неверном толковании норм Правил и положений документации об отборе, на основании чего не подлежит удовлетворению.
В силу подпунтка м) пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.
Раздел 14 документации об отборе содержит расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимую величину.
При этом, согласно вышеуказанному разделу, при расчете применялась формула, утвержденная приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а именно:
При этом полномочия по проверке расчета максимально допустимой величины стоимости услуги регионального оператора, установленной Организатором торгов в Конкурсной документации, в рамках рассмотрения Жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссии отсутствуют.
Комиссия отмечает, что на момент рассмотрения жалобы по существу соглашения по обоим лотам заключены (дата заключения 30.01.2018).
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" обоснованной.
2. Признать в действиях Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга нарушение подпункта н) пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Предписание не выдавать Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.