РЕШЕНИЕ от 18 марта 2020 г. по делу № 20/44/99/68 о результатах внеплановой проверки

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок", Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотревобращение ООО "***" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства в действиях КГКУЗ "***" (далее - Заказчик), ГКУ "***" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "***" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования для медицинских организаций (далее - Аукцион) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), ***) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки, а также составу заявки о предоставлении копии лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - Лицензия ФСТЭК России);
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236);
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, которым в совокупности соответствует продукция только одного производителя.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 05.02.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.03.2020;
5) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 20.03.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки, а также составу заявки о предоставлении копии Лицензии ФСТЭК России.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка компьютерного оборудования для медицинских организаций ***.
Пунктом 9 документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в закупке, в том числе, следующее: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 5.1".
Пунктом 5.1 документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе, "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в соответствии с пунктом 7 Информационной карты аукциона".
При этом, пунктом 7 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе, следующее: "в случае выполнения работ по настройке средств защиты информации на выделенном рабочем месте участником закупки собственными силами в объеме, указанном в п. 1.2 Договора, участник закупки должен обладать правами на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации в отношении следующих услуг: услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Документом, подтверждающим соответствие участника аукциона установленным требованиям, является копия действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации".
Дополнительно в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 02.03.2020 N РД20 Заказчик сообщает, что по условиям Аукциона участники должны обладать действующими лицензиями ФСТЭК России и подтвердить их наличие материалами своей заявки. При отсутствии указанных материалов, заявка будет отклонена.
При этом, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу о правомерности установления в документации об Аукционе указанного требования.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к участникам закупки, а также составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, могут ограничивать количество участников закупки, чем нарушают часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка.
В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в соответствии с Постановлением N 1236, в случае невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, и ограничения допуска радиоэлектронной продукции заказчиком в ЕИС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, размещается обоснование невозможности соблюдения таких запрета и ограничения.
Согласно сведениям ЕИС, 05.02.2020 одновременно с извещением о проведении закупки, Заказчиком, Уполномоченным органом размещено обоснование в соответствии с Постановлением N 1236.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что приобретение операционной системы, не включенной в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), является объективной необходимостью Заказчика и обусловлено требованиями к наличию совместимости между закупаемой операционной системой и используемой Заказчиком информационной системой АРМ "П".
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров "Системный блок", "Средство доверенной загрузки", которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя ("Р" и "К").
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- "Системный блок": "Материал корпуса: сталь, Толщина стенок: не менее 0,6 мм, Типоразмер: MidiTower, Количество разъемов SATA 6: не менее 4 Гбит/с, Возможность установки дополнительных вентиляторов: не менее 3, Диаметр установленного вентилятора в корзине для жестких дисков: не менее 92 мм, Возможность установления дополнительных вентиляторов: не менее 1, Диаметр дополнительных вентиляторов на боковой: менее 120 мм";
- "Средство доверенной загрузки": "Возможность средствами СЗИ НСД выполнить настройку периода действия учетной записи", "СДЗ в варианте исполнения PCI Express, должно быть оснащено часами реального времени".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено документов и сведений, свидетельствующих о соответствии указанным требованиям продукции более одного производителя.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка компьютерного оборудования, включающая такие товары как "Системный блок", "Мышь компьютерная", "Клавиатура", "Монитор, подключаемый к компьютеру", "Источник бесперебойного питания", "Устройства запоминающие внешние".
Согласно сведениям, размещенным в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) в Реестр включены сведения в отношении товаров "Источник бесперебойного питания", "Системный блок", при этом сведения в отношении товаров "Монитор, подключаемый к компьютеру", "Мышь компьютерная", "Клавиатура", "Устройства запоминающие внешние" в Реестре отсутствуют.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки включена радиоэлектронная продукция, подлежащая поставке, включенная в Реестр, и не включенная в него, что исключает возможность выхода на закупку участника с продукцией отечественного производителя, по ряду закупаемых товаров, что, в свою очередь, ограничивает количество участников и не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован лот, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Пунктами 1.7, 1.8 технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее требование к товару: "наличие сертификата ФСТЭК России на соответствие не ниже 4 уровня контроля отсутствия НДВ, не ниже 5 класса защищенности от НСД, 4 классу защиты СОВ, не ниже 4 класса защиты СКН".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих правомерность установления указанного требования.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком закупается, в том числе, товар "Системный блок" ОКПД N 26.20.15.000-00000028, который предусмотрен позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно вышеуказанному КТРУ характеристиками товара являются "Объем HDD", "Объем SSD", "Объем SSHD", "Объем оперативной памяти", "Тип накопителя".
Вместе с тем, техническое задание документации об Аукционе содержит, в том числе следующие требования к товару "Системный блок": "Количество разъемов SATA 6 Гбит/с", "Скорость передачи данных (Ethernet)" "Интерфейс SATA", а также ряд иных требований к функциональным, техническим характеристикам товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ, в связи с чем являются излишними и приводят к ограничению количества участников закупки (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим), при этом, обоснование необходимости использования указанных характеристик в документации об Аукционе отсутствует.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 18.03.2020 по делу N 20/44/99/68 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.