Резолютивная часть решения оглашена "03" сентября 2019 года
В полном объеме решение изготовлено "03" сентября 2019 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 077/01/11-50/2019 по признакам нарушения ООО "К" ИНН <...> ОГРН <...> (место нахождения: 105118, <...>, эт. 1), ООО "П" ИНН <...> ОГРН <...> (место нахождения: 109052, <...>, э подвал, пом I, к. 3 оф. 78) и ООО "С" ИНН <...>ОГРН <...> (место нахождения: 105118, <...>) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен в ходе торгов,
установила:
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основаниями для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В рамках возложенных на антимонопольный орган функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства Управлением проведена работа по взаимодействию с электронными торговыми площадками с целью получения детальной информации о проведенных государственными заказчиками торгах за период с 01.01.2016 по 27.03.2019.
На основании приказа Московского УФАС России от 24.04.2019 N 84 было возбуждено дело N 077/01/11-50/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "К", ООО "П" и ООО "С".
Основанием для возбуждения дела послужило выявление признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО "К", ООО "П" и ООО "С" в ходе проведения 9 электронных аукционов с реестровыми NN 148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0348200049717000589, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274.
Указанные признаки были выявлены в сведениях, представленных в ответ на запрос Управления от 27.03.2019 N ЕП/14072/19 от оператора электронной торговой площадки ООО "Р" (далее - Торговая площадка).
В ходе рассмотрения дела N 077/01/11-50/2019 и детального анализа сведений, представленных Торговой площадкой и содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок "zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС), Комиссией было установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru в период с 11.05.2017 по 14.11.2017 ГБУ МО "М" было опубликовано 9 аукционов в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0348200049717000589, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274, предметами которых являлись соответственно:
- выполнение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Можайское шоссе, Хлебниково-Рогачево, Волоколамское шоссе, Пятницкое шоссе (Лот 7);
- выполнение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге Щелково - Фряново;
- выполнение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Москва-Егорьевск-Тума-Касимов и Москва-Жуковский;
- поставка песка из отсевов дробления, для нужд ГБУ МО "М";
- поставка песка из отсевов дробления, для нужд ГБУ МО "М";
- поставка литого асфальтобетона для ямочного ремонта в Московской области;
- поставка автомобильных шин для нужд ГБУ МО "М";
- поставка автомобильных шин для нужд ГБУ МО "М";
- поставка автомобильных шин для нужд ГБУ МО "М".
В вышеуказанных аукционах приняли участие в том или ином составе ООО "К", ООО "П" и ООО "С".
Ответчики, подав в ходе аукционов по одному ценовому предложению, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом. В результате снижение по рассматриваемым аукционам составило от 0,5% до 2,5% от НМЦК.
Общая НМЦК составила 318 409 860,10 руб.
Аукционы состоялись в период с 13.06.2017 по 11.12.2017.
Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, НМЦК, датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу N 1.
Таблица N 1
По итогам вышеуказанных аукционов:
- ООО "К" победило в 4 аукционах на сумму 95 866 707,33 руб.;
- ООО "П" победило в 2 аукционах на сумму 97 101 021,60 руб.,
- ООО "С" победил в 3 аукционах на сумму 120 896 259,23 руб.
Сведения, представленные Торговой площадкой относительно IP-адресов подачи заявок, ценовых предложений и подписания контрактов, а также сведения о дате и времени подачи заявок ответчиками, сведены в таблицу N 2.
Таким образом, согласно представленным Торговой площадкой сведениям, Комиссией установлено, что в рассматриваемых аукционах подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов осуществлялись с одного IP-адреса: 95.79.105.33.
Кроме того, Комиссией установлено, что при проведении рассматриваемых аукционов подача заявок ответчиками осуществлялась в один день с разницей во времени от 20 минут до 1 ч 23 мин, при том, что участникам предоставлялось значительное время для подготовки и подачи заявок от 27 до 35 дней.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, а также указанным ответчиками в качестве контактных данных на Торговой площадке, их фактическим местонахождением являлись следующие адреса:
- ООО "К" - 129347, <...>, пом. I; ком. 8;
- ООО "С" - 111524, <...>;
- ООО "П" - 121170, <...>.
Таким образом, ответчики на период проведения рассматриваемых аукционов, имели разные адреса, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на рассматриваемых аукционах.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. DynamicHostConfigurationProtocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, ответчики совершали юридически значимые действия, такие, как подача заявок и ценовых предложений, а также подписание контрактов в ходе рассматриваемых аукционов, используя совместно единую инфраструктуру с одним IP-адресом: 95.79.105.33.
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ответчиков, поданных ими в рамках участия в рассматриваемых аукционах с одного IP-адреса, установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок ответчиков, а также совпадение приложений, создавших файлы, даты и времени создания и (или) даты изменения файлов (данные сведены в Таблицу N 3).
Комиссией установлено, что учетные записи, на которых изменялись файлы, поданные ответчиками для участия в рассматриваемых 9 аукционах, отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Также Комиссией было проанализировано и признано идентичным содержание файлов заявок типа "Форма 2", в части предлагаемых для проведения строительных работ материалов и их характеристик, и в части характеристик поставляемых товаров, при том, что заказчиком такие сведения не стандартизированы и конкретные показатели не предусмотрены.
Совпадение одних и тех же учетных записей, с помощью которых создавались и изменялись файлы, содержания файлов типа "Форма 2", в части предлагаемых для проведения строительных работ материалов и их характеристик, и в части характеристик поставляемых товаров, дат, времени создания и/или изменения файлов свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ответчиками между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ответчиками осуществлялся в целях допуска их до аукционов.
В результате анализа контактной информации, полученной Торговой площадкой от ответчиков, поданной ими в рамках участия в рассматриваемых аукционах, Комиссией установлено указание ООО "К" и ООО "П" одного контактного телефона: <..>Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела N 077/01/11-50/2019 ООО "С" представило заявление (вх.N 40474/19 от 19.07.2019) о том, что при участии в рассматриваемых Комиссией 8 электронных аукционах с реестровыми NN 148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274 в период с мая 2017 года по ноябрь 2017 года были заключены устные соглашения с ООО "К" и ООО "П", направленные на поддержание цен на указанных торгах.При этом ООО "С" в рассматриваемом аукционе с реестровым N 0348200049717000589 участие не принимало.
Также ООО "С" представило документы, подтверждающие взаимодействие ответчиков:
- договоры N 12/1-БД от 30.06.2017, N 12/2-БД от 30.06.2017 и N 12/3-БД от 30.06.2019, заключенные между ООО "К" и ООО "С", в рамках которых ООО "С" было привлечено в качестве подрядчика в целях исполнения ООО "К" контрактов по аукционом с реестровыми NN 148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353;
- договоры N 25-07/17 от 25.07.2017 и N 11-07/17 от 11.07.2017, заключенные между ООО "П" и ООО "С", в рамках которых ООО "С" было привлечено в качестве подрядчика в целях исполнения ООО "П" контрактов по аукционом с реестровыми NN 0148200005417000718 и 0148200005417000719.
ООО "С" сообщило об отказе от участия в соглашениях, заключенных с ООО "К" и ООО "П".
ООО "К" также представило заявление (вх.N 42108/19 от 26.07.2019) о том, что при участии в рассматриваемых Комиссией 9 электронных аукционах с реестровыми NN 148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0348200049717000589, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274 были реализованы соглашения, направленные на поддержание цен на аукционах, заключенные в устной форме весной 2017 года с ООО "С" и ООО "П", чем полностью подтвердило сведения, изложенные в ранее представленном ООО "С" заявлении. ООО "К" также сообщило об отказе от участия в соглашениях, заключенных с ООО "С" и ООО "П".
Вместе с тем ООО "П" каких-либо пояснений относительно вменяемого нарушения представлено не было.
Вышеизложенные факты, установленные в ходе антимонопольного рассмотрения дела N 077/01/11-50/2019, в том числе заявления ООО "С" и ООО "К", свидетельствуют о заключении между:
1. ООО "К" и ООО "С" устного антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351 и 0148200005417000353;
2. ООО "П" и ООО "С" устного антиконкурентного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000718 и 0148200005417000719;
3. ООО "К" и ООО "П" устного антиконкурентного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на аукционе в электронной форме с реестровым N 0348200049717000589;
4. ООО "К", ООО "С" и ООО "П" устного антиконкурентного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274.
Вышеуказанные договоренности участников аукционов в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0348200049717000589, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274 позволили заключить:
- ООО "К" 4 контракта на общую сумму 95 296 715,58 руб.;
- ООО "П" 2 контракта на общую сумму 97 101 021,60 руб.;
- ООО "С" 3 контракта на общую сумму 120 896 259,23 руб.
Согласно аналитическому отчету от 12.08.2019 по результатам анализа состояния конкуренции на 9 открытых аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0348200049717000589, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274 Комиссией установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 11.05.2017 (дата размещения извещения о проведении первого аукциона N 0148200005417000349) по 11.12.2017 включительно (дата проведения аукциона N 0148200005417001274).
2. Предметами Аукционов являлось:
- выполнение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Можайское шоссе, Хлебниково-Рогачево, Волоколамское шоссе, Пятницкое шоссе (Лот 7);
- выполнение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге Щелково - Фряново;
- выполнение комплекса мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Москва-Егорьевск-Тума-Касимов и Москва-Жуковский;
- поставка песка из отсевов дробления, для нужд ГБУ МО "М";
- поставка песка из отсевов дробления, для нужд ГБУ МО "М";
- поставка литого асфальтобетона для ямочного ремонта в Московской области;
- поставка автомобильных шин для нужд ГБУ МО "М";
- поставка автомобильных шин для нужд ГБУ МО "М";
- поставка автомобильных шин для нужд ГБУ МО "М".
3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов в аукционах NN 0148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0348200049717000589, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274 входили в том или ином составе ООО "К", ООО "П" и ООО "С", которые в период проведения Аукционов являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиками.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ООО "К", ООО "П" и ООО "С" не входят (и не входили на даты проведения рассматриваемых аукционов) в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Комиссия по рассмотрению дела N 077/01/11-50/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности:
- подача заявок, ценовых предложений ООО "К", ООО "П" и ООО "С", а также подписание контрактов в рассматриваемых аукционах с одного IP-адреса: 95.79.105.33;
- указание ООО "К" и ООО "П" одного телефона: <..>, как контактной информации в рамках участия в рассматриваемых аукционах;
- подача заявок ООО "К", ООО "П" и ООО "С" в рассматриваемых аукционах в один день с разницей во времени от 20 минут до 1 ч 23 мин, при том, что участникам предоставлялось значительное время для подготовки и подачи заявок от 27 до 35 дней;
- идентичное содержание файлов заявок, а именно типа "Форма 2", в части предлагаемых для проведения строительных работ материалов и их характеристик, и в части характеристик поставляемых товаров;
- создание файлов заявок, поданных ответчиками в рамках участия в рассматриваемых аукционах, в едином формате PDF и совпадение учетных записей, на которых создавались файлы заявок ответчиков, а также даты и времени создания и даты изменения файлов;
- наличие устойчивых финансово-хозяйственных взаимосвязей между ответчиками;
- представление заявлений ООО "С" и ООО "К" о реализации запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством устного картельного соглашения при участии в 9 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353, 0148200005417000718, 0148200005417000719, 0348200049717000589, 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274, пришла к выводу о том, что:
- ООО "К" и ООО "С" в ходе 3 аукционов в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351 и 0148200005417000353 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством реализации устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен на указанных торгах;
- ООО "П" и ООО "С" в ходе 2 аукционов в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000718 и 0148200005417000719 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством реализации устного картельного соглашения, которое могло привести к поддержанию цен на указанных торгах;
- ООО "К" и ООО "П" в ходе аукциона в электронной форме с реестровым N 0348200049717000589 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством реализации устного картельного соглашения, которое могло привести к поддержанию цен на указанных торгах;
- ООО "К", ООО "С" и ООО "П" в ходе 3 аукционов в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством реализации устного картельного соглашения, которое могло привести к поддержанию цен на указанных торгах.
Доход ООО "К" (согласно информации ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам 4 аукционов с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351, 0148200005417000353 и 0348200049717000589, состоявшихся в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 95 296 715,58 руб.
Доход ООО "П" (согласно информации ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам 2 аукционов с реестровыми NN 0148200005417000718 и 0148200005417000719, состоявшихся в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 97 101 021,60 руб.
Доход ООО "С" (согласно информации ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам 3 аукционов с реестровыми NN 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274, состоявшихся в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 120 896 259,23 руб.
Ущерб от реализации картельного соглашения между ответчиками Комиссией не установлен.
Заключение об обстоятельствах дела N 077/01/11-50/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.08.2019 (исх. N ЕП/40623/19) было получено ООО "С" 13.08.2019, при этом ООО "К" и ООО "П" указанное заключение было дважды направлено 13.08.2019 (исх. N ЕП/40623/19) и 28.08.2019 (сопроводительные письма от 28.08.2019 N НП/43924/19 и N ЕП/43925/18 соответственно). Указанное заключение участниками дела не оспорено, каких-либо возражений не представлено.
Руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать ООО "К" ИНН <...> ОГРН <...>и ООО "С" ИНН <...> ОГРН <...>нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 3 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0148200005417000349, 0148200005417000351 и 0148200005417000353.
2. Признать ООО "П" ИНН <...> ОГРН <...>и ООО "С" ИНН <...> ОГРН <...>нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе 2 торгов с реестровыми NN 0148200005417000718 и 0148200005417000719.
3. Признать ООО "К" ИНН <...> ОГРН <...>и ООО "П" ИНН <...> ОГРН <...>нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены в ходе торгов с реестровым N 0348200049717000589.
4. Признать ООО "К" ИНН <...> ОГРН <...>, ООО "С" ИНН <...> ОГРН <...>и ООО "П" ИНН <...> ОГРН <...>нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе торгов с реестровыми NN 0148200005417001272, 0148200005417001273 и 0148200005417001274.
5. В соответствии с подпунктами д, н пункта 2 части 1 статьи 23, статьи 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "К" ИНН <...> ОГРН <...>, ООО "С" ИНН <...> ОГРН <...>и ООО "П" ИНН <...> ОГРН <...> предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
6. Материалы по делу N 077/01/11-50/2019 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в отношении ООО "К" ИНН <...> ОГРН <...>и ООО "П" ИНН <...> ОГРН <...> в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.