Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
рассмотрев жалобу ООО "Б" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ГАУК г. Москвы "Парк "Зарядье" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке нежилых помещений ГАУК г. Москвы "Парк "Зарядье" в 2018 году (реестровый N 31806440628) (далее также - Конкурс)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки ООО "Б" от участия в Конкурсе, а также в некорректном составлении протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе.
Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы, письменные возражения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
28.04.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Конкурсе от 24.05.2018 N 31806440628-2 (далее - Протокол) Заявителю было отказано в допуске на основании пункта 14.4 Положения о закупках и подпункта 4 пункта 5.2.6 Конкурсной документации, а именно: на основании несоответствие заявки требованиям конкурсной документации: "Представленное в составе заявки решение о крупной сделке не соответствует пп. е пункта 3.3.1. конкурсной документации".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 14.4 статьи 14 положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной Комиссией к участию в закупке в случае:
"-непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных требований, -...
- несоответствия заявки требования закупочной документации".
Согласно подпункту "е" пункта 3.3.1 раздела 3.3 части 3 Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать решение об одобрении крупной сделки или копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и если для участника закупки поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. Решение об одобрении крупной сделки должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.
В случае если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не является крупной сделкой, участник процедуры закупки в заявке указывает о том, что данная сделка не является для него крупной.
Как установлено на заседании Комиссии, в представленном в составе заявки Заявителя письме от 16.05.2018 N 134 (далее также - Письмо) в первом абзаце Заявитель неверно ссылается на Конкурсную документацию: "заявка на участие в запросе должна содержать, в том числе, решение об одобрении или совершении крупной сделки, либо копию такого решения (если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительным документами юридического лица...), что не соответствует действительным положениям подпункта "е" пункта 3.3.1 раздела 3.3 части 3 Конкурсной документации.
Вместе с тем, в четвертом абзаце Письма Заявитель приводит основания признания для Заявителя сделок некрупными по следующему признаку "некрупными сделками будут являться сделки по обеспечению хозяйствующих нужд ООО "Б", что не соответствует предмету закупки в части оказания услуг по уборке нежилых помещений для нужд ГАУК г. Москвы "Парк "Зарядье".
Кроме того, в тексте Письма отсутствует указание на то, что именно данная сделка не является для Заявителя крупной сделкой в части отсутствия указания в письме титула процедуры и начальной (максимальной) цены закупки в размере (41 327 072, 55 рублей, в том числе с НДС 18%).
В этой связи у Заказчика имелись правовые и фактические основания для отклонения заявки Заявителя, в связи с чем Комиссия признает необоснованным довод жалобы Заявителя, в части отклонения его заявки от участия в Конкурсе.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки.
В данном случае этот принцип не нашел своего отражения при проведении данного Конкурса, в том числе в связи с тем, что Заявителю и Комиссии из содержания Протокола не представляется возможным однозначно установить основание несоответствия заявки Заявителя Конкурсной документации.
Применительно к составлению протокола рассмотрения поданных участниками заявок соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников Конкурса всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в Конкурсе, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием не только на то, каким именно положениям документации, но и в какой части эта заявка не соответствует, с тем, чтобы исключить возможность Заказчика в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам Конкурса возможность в случае несогласия с таким решением Заказчика оспорить его в установленном закономпорядке.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Б" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) на действия ГАУК г. Москвы "Парк "Зарядье" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении Конкурса частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 09.06.2018 N ИГ/27592/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.