РЕШЕНИЕ от 16 ноября 2018 г. по делу № 1457-03-9865-РЗ/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Ленинградский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2018 г. по делу № 1457-03-9865-РЗ/18  о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
В присутствии представителей по доверенностям:
от Муниципального казенного учреждения "Л" (далее - Уполномоченное учреждение):
в отсутствие представителей Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2 им. Героя Советского Союза И." (далее - Заказчик) и ООО "СА" (далее - Заявитель, Общество), извещенных о дате, времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п. п. 5.4 - 5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки


установила:


В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (N 9865 от 09.11.2018) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт МОУ "СБ" (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона, документация об аукционе размещены 26.10.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 67 473 100,00 рублей.
Источник финансирования - средства бюджетных учреждений.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об аукционе.
Представитель Уполномоченного органа возражал против доводов Заявителя и просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе проект контракта и требования, предъявляемые к участникам аукциона.
Пунктом 2 этой же частью определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель оспаривает положения аукционной документации, а именно:
1. Отсутствие в проекте контракта информации о порядке и сроках приемки заказчиком выполненной работы (ее результатов), а также порядка и сроков оформления такой приемки.
2. Возможность участника предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность, в качестве обеспечения исполнения контракта, если предложенная цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
3. Отсутствие дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Отсутствие информации об идентификационном коде закупки в проекте контракта.
5. Размер пени.
1. Первый довод жалобы сводится к тому, что Заказчик не установил порядок, сроки проведения приемки результатов выполненных работ, а также сроки и порядок оформления результатов такой приемки.
Комиссия сообщает, что порядок приемки работ описан разделом 6 проекта контракта, а именно пунктами 6.1 - 6.6.
Из толкования указанных пунктов следует, что Заказчик осуществляет приемку результатов работы на основании письменного уведомления исполнителя о готовности такой работы к сдаче и направленных актов сдачи-приемки.
Для приемки результатов работы Заказчик создает комиссию в составе не менее пяти человек. Заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации.
Порядок действий сторон в случае обнаружения недостатков в объеме и качестве исполненных работ также описан упомянутым разделом.
При этом Комиссия отмечает, что проект контракта не регламентирует сроки приемки результатов работ, и признает в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, а довод - обоснованным в части.
2. По другому доводу жалобы Комиссия сообщает.
Статьей 37 Закона о контрактной системе установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
В силу части 1 указанной статьи, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Часть 2 той же статьи регламентирует, что в случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 рассматриваемой статьи, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либов течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Иными словами, при заключении контракта по цене, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения такого контракта должен быть увеличен не менее чем в полтора раза (при условии, что НМЦК свыше 15 млн. рублей).
В силу пункта 6.1 аукционной документации обеспечение исполнения контракта установлено в размере: 20241930 (двадцать миллионов двести сорок одна тысяча девятьсот тридцать) рублей 00 коп.
Пунктом 6.2 регламентировано увеличение размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37.
Тем же пунктом Заказчиком допущена следующая оговорка: размер обеспечения контракта не будет увеличен, если участник электронного аукциона при направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставит информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Комиссия отмечает, что возможность представления информации о добросовестности в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена только в случае если начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее.
Начальная (максимальная) цена контракта согласно аукционной документации - 67 473 100,00 рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1 - 11 указанной части.
Часть 1.1 той же статьи дает заказчику право устанавливать требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень дополнительных требований, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, содержится в Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичногоили специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - ПостановлениеN 99).
В силу пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Примечанием к указанной норме установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Комиссия установила, что объектом закупки является капитальный ремонт МОУ "СБ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 10 млн. рублей.
Комиссия приходит к выводу, что в силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, а именно к наличию у них опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года, с ценой такого контракта не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены спорной закупки.
В соответствии с частью 5 указанной статьи информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как установила Комиссия, извещение не содержит информации об установленных дополнительных требованиях.
Пункт 9.2 аукционной документации содержит перечень документов и сведений, представляемых участниками во второй части заявок.
В соответствии с подпунктом 5.2 во второй части заявки участники должны представить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 11.2 пункта 11 документации, или копии этих документов:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако, как установила Комиссия, в пункте 11 аукционной документации отсутствует подпункт 11.2.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в аукционной документации не содержится информации об установлении дополнительных требований к участникам закупки.
Комиссия считает, что отсутствие дополнительных требований к подтвержденному опыту выполнения аналогичных строительных работ в нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе может привести к негативным последствиям, существенному ухудшении результатов работы.
4. Четвертым доводом жалобы Заявитель указывает, что в проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки.
В силу части 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Частью 1 указанной статьи регламентировано, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комиссия установила, что в проекте контракта идентификационный код закупки не указан, признала в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
5. Пятый довод жалобы Заявителя сводится к неправомерному установлению размера пени в пункте 8.9 проекта контракта.
Заказчик изложил указанный пункт следующим образом: "Пеня устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (пункт 5 статьи 34 Федерального закона)".
Комиссия отмечает, что в силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия


решила:


1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 23, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 37, ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку по аналогичным нарушениям выдано предписание от 21.11.2018 N П/03/221 по делу N 1458-03-9866-РЗ/18.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.