РЕШЕНИЕ от 12 мая 2015 г. по делу № 1-00-702/77-15 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

Нарушение

норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Р" в лице Саратовской дирекции материально-технического обеспечения - структурного подразделения Росжелдорснаба - филиала ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку стройматериалов в 2015 году (реестровый N 1521/ОАЭ-Р С/15) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Заказчика (www.etzp.rzd.ru) 19.03.2015 размещено извещение о проведении Аукциона. Дата окончания подачи заявок - 09.04.2015. Дата подведения итогов - 15.04.2015.
Согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок, поступивших для участия в Аукционе от 14.04.2015 N 1521/ОАЭ-Р С/15/2 заявка Заявителя отклонена от участия в Аукционе, так как в составе заявки отсутствует бухгалтерская отчетность, заверенная подписью и печатью участника (пункт 7.1.8.8 Аукционной документации).
Пунктом 6.7.3 Аукционной документации установлены основания отклонения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 6.7.3.4 аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации.
Согласно пункту 5.1.4. аукционной документации к участию в Аукционе допускаются участники, соответствующие требованиям пунктов 5.1.1 - 5.1.3 аукционной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, аукционные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные аукционной документацией.
Согласно пункту 7.1.8.8 Аукционной документации в составе заявки должны быть представлены, в том числе бухгалтерская отчетность, а именно: бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах, за три последних календарных года (копии, заверенные участником, с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы либо с приложением заверенной участником копии документа, подтверждающего получение ИФНС/отправку в ИФНС бухгалтерской отчетности). При предоставлении заявки в электронной форме документы могут быть сканированы с оригинала с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы либо без отметки инспекции ФНС с дополнительным сканированием документов, подтверждающих получение ИФНС/отправку в ИФНС бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пояснениями Заказчика по результатам рассмотрения заявок принято решение отклонить заявку ООО "Э" в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 7.1.8.8 Аукционной документации. Представленный ООО "Э" бухгалтерский баланс за 2013 и 2014 годы не был заверен участником и не мог быть идентифицирован как копия с оригинала, поскольку на документах бухгалтерской отчетности отсутствуют подписи уполномоченных лиц.
При этом из толкования пункта 7.1.8.8 Аукционной документации следует, что при предоставлении заявки в электронной форме в составе заявки участник может представить бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах (за три последних календарных года), сканированные с оригинала без отметки инспекции ФНС с дополнительным сканированием документов, подтверждающих получение ИФНС/отправку в ИФНС бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 7.3.5 Аукционной документации электронная часть аукционной заявки должна состоять из документов, указанных в пункте 7.1.8 Аукционной документации.
В соответствии с пунктом 7.3.7 Аукционной документации электронная часть аукционной заявки подается в виде сканированных документов в формате pdf (требуемое разрешение при сканировании документов составляет 100-200dpi).
Согласно пункту 7.3.9 Аукционной документации электронная часть аукционной заявки должна быть подписана электронной подписью.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе; информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Следовательно, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
На заседании Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя представлены сканированные бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах за 2011, 2012, 2013, 2014 годы, а также извещения налогового органа о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) и отсутствии в бухгалтерских отчетностях Заявителя ошибок (противоречий), подтверждающие получение ИФНС бухгалтерской отчетности. При этом указанные документы поданы Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе, подписанной электронной подписью, что соответствует требованию пункта 7.1.8.8 Аукционной документации и действующему законодательству.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, заявка Заявителя неправомерно отклонена от участия в Аукционе. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 6.7.3 Аукционной документации, пункта1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Уведомление о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению (исх. от 06.05.2015 N ИШ/16576) было направлено в адрес сторон, в том числе в адрес Заказчика 06.05.2015 в 14:54.
При этом на заседании Комиссии Заказчик представил договор, заключенный по результатам Аукциона между ОАО "Р" и ООО "Ц" от 07.05.2015 N 1472849.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Договор от 07.05.2015 N 1472849, заключенный Заказчиком по результатам Аукциона, заключен с нарушением части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в силу части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 166 ГК РФ и части 2 статьи 168 ГК РФ договор, заключенный по результатам Аукциона от 07.05.2015 N 1472849 является ничтожным.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

решила:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 6.7.3 Аукционной документации, пункта1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности согласно части 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.