РЕШЕНИЕ от 10 сентября 2020 г. по делу № 20/44/105/1548 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт дорог

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Закон о контрактной системе не предусматривает право заказчика устанавливать в документации о запросе предложений требования о представлении в составе заявки сведений о конкретных показателях товара, используемого для выполнения работ.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ЗАО "***" (далее - Заявитель) на действия "К" (далее - Заказчик), Управления Республики *** по проведению закупок для государственных нужд (далее - Уполномоченный орган), при проведении единой комиссией Управления Республики *** по проведению закупок для государственных нужд (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложенийв электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "***" (Объезд с. ***) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе всфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации о Запросе предложений требования о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений сведений о конкретных показателях товара, предлагаемого к использованию для выполнения работ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.08.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Республики ***; КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 04.09.2020;
6) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников Запроса предложений;
7) Запрос предложений признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Запросе предложений одна заявка признана соответствующей требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе;
8) победителем Запроса предложений признано ООО "***" с предложением о цене контракта *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в документации о Запросе предложений требований о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений сведений о конкретных показателях товара, предлагаемого к использованию для выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документация о Запросе предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
Согласно части 10 статьи 83.1 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса предложений в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 6 документации о Запросе предложений установлено, что заявка на участие в Запросе предложений должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о Запросе предложений.
При этом согласно документации о Запросе предложений объектом закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги "***".
Положениями Закона о контрактной системе, вопреки вышеуказанному, не предусмотрено установление требования к составу заявки на участие в Запросе предложений о предоставлении конкретных показателей используемых при выполнении работ по строительству автомобильной дороги.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Запросе предложений.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации о Запросе предложений вышеуказанное требования к составу заявки на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ЗАО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 10.09.2020 по делу N 20/44/105/1548 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.