РЕШЕНИЕ от 7 сентября 2020 г. по делу № 20/44/99/231 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Включение в один лот закупки работ по строительству двух различных объектов капитального строительства, не связанных между собой, неправомерно.

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотревобращение ООО "***" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ *** (далее - Заказчик), ГК *** (далее - Уполномоченный орган), (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ и поставка оборудования, неразрывно связанного с производствомработ, по объектам "***", "***" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - ***) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Из обращения Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не конкретизировано требование о подтверждении соответствия дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один лот работы в отношении двух объектов: "***"; "***".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.08.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - субсидии из бюджета Российской Федерации и средства бюджета ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.09.2020;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 01.09.2020;
8) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта предлагали 3 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта *** рубль.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не конкретизировано требование о подтверждении соответствия дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства N 99.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что согласно пункту 19.3 раздела N 2 документации об Аукционе установлено соответствующее требование к участникам закупки с указанием на пункт 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99, согласно которому необходимо подтверждение наличия опыта по выполнению работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один лот работы в отношении двух объектов: "***"; "***".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ и поставка оборудования, неразрывно связанного с производством работ, по объектам "***", "***".
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС в составе документации об Аукционе опубликованы две проектные документации: проектная документация и результаты инженерных изысканий в отношении объекта "***", получившая положительное заключение государственной экспертизы, выданное ГАУ Управлением госэкспертизы ***, а также проектная документация и результаты инженерных изысканий в отношении объекта "***", получившая положительное заключение государственной экспертизы, выданное ГАУ Управлением госэкспертизы ***.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что объектом капитального строительства "***" является строительство нового корпуса реабилитационного центра. При этом объектом капитального строительства "***" является строительство здания образовательного центра.
При этом представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что строительство объектов предполагается на одном земельном участке с кадастровым номером 02:55:010836:101.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки путем объединения в один лот выполнение работ по капитальному ремонту и строительству двух различных объектов капитального строительства, не связанных между собой, приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и может повлечь ограничение количества участников Аукциона.
Также, Уполномоченным органом не представлены доказательства, что выполняемые работы технологически связаны между собой и их разделение невозможно.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 3 заявки, которые соответствуют требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела от 07.09.2020 N 20/44/99/231 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.