РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2019 г. по делу № 44-1164/19 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Э" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4263-ЭП/19 от 14.02.2019) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: Космонавтов уч. 102 (2 этап) (номер извещения 0172200000418000217) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основани и п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.12.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000418000217.
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 513 232, 95 рублей.
ООО "Э" указывает в жалобе неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии УФАС просили признать жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Заявитель указывает в доводах жалобы на неправомерное установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которая предполагает выполнение работ, не предусмотренных аукционной документацией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Анализ аукционной документации показал, что в п. 6 (подпункт 1.6.2. части I) части II "Информационная карта аукциона" Заказчиком установлено требование о наличие у участников закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по видам отходов и способам обращения с ними:
Вид отхода | Код ФККО | Класс опасности | Вид обращения |
Отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные | 8 11 111 11 49 4 | 4 | транспортирование, сбор, утилизация |
Мусор и смет производственных помещений малоопасный | 7 33 210 01 72 4 | 4 | транспортирование, сбор, обработка |
Требование установлено пунктом 30 части 1 статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Российская газета, N 97, 06.05.2011).В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к содержанию, составу (I часть и II часть) заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению установлены в части II "Информационная карта аукциона".
Для подтверждения соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен представить в составе второй части заявки копию действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по видам отходов и способам обращения с ними:
N п/п | Наименование вида отхода | Код по ФККО | Вид обращения отходами |
1. | Отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные | 8 11 111 11 49 4 | Транспортирование, сбор, утилизация |
2. | Мусор и смет производственных помещений малоопасный | 7 33 210 01 72 4 | Транспортирование, сбор, обработка |
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В соответствии с Законом об отходах производства и потребления, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В разделе 2 части III "Техническое задание" аукционной документации Заказчиком установлено, что подрядчик обязан выполнить работы по освобождению земельного участка от свалочных масс в соответствии с настоящим техническим заданием и проектом ликвидации несанкционированной свалки, являющимся Приложением N 3 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 3 раздела 2 части III "Техническое задание" аукционной документации работы включают в себя выполнение следующих этапов:
3.3.1. Освобождение объекта от свалочных масс:
- разработка (обработка) и погрузка свалочных масс в специальный автомобильный транспорт, оборудованный устройствами спутникового позиционирования.
- транспортировка свалочных масс с учетом составленного паспорта отходов на специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средствах на лицензированные объекты.
- утилизация отходов.
Комиссия УФАС установила, что Проект ликвидации несанкционированной свалки, являющийся Приложением N 3 к Техническому заданию (далее- Проект ликвидации несанкционированной свалки), содержит следующие мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки (лист 12):
1. Подготовительные работы;
2. Разработка отходов с погрузкой в автосамосвалы и транспортирование отходов на лицензированные предприятия;
3. Утилизация отходов;
4. Планировка поверхности бульдозером;
Согласно п. 3.2 Проекта ликвидации несанкционированной свалки (листы 9, 10) на 1 и 4 этапе (участках) работ находятся отходы в виде отработанных покрышек пневматических шин с металлическим кордом. Данные отходы вывозятся автосамосвалами на лицензированное предприятие для утилизации.
Проектной документацией предлагаются следующие лицензированные предприятия по утилизации отходов:
- ООО "ПА", расположенное во Всеволожском районе Ленинградской области;
- ООО "К", расположенное в Гатчинском районе, Новосветское поселение, вблизи д. Ивановка;
- ООО "ПБ", расположенное в Волосовском районе, Калитинское сельское поселение, возле д. Калитино;
- ООО "У", расположенное в Волховском районе, Кисельнинское с.п., ориентир д. Кути.
- ООО "ПВ", расположенное в Ленинградской области, п.гт. Синявино, ул. Садовая, д. 2а.
Таким образом, оценив в совокупности требования Технического задания аукционной документации и Проекта ликвидации несанкционированной свалки, являющегося частью Технического задания, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что работы по ликвидации несанкционированной свалки, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, предполагают погрузку в самосвалы, транспортирование, выгрузку и сдачу свалочных масс для утилизации на лицензированные объекты, соответствующие законодательству, а не самостоятельное осуществление подрядчиком утилизации свалочных масс.
По смыслу определения сбора отходов, указанном в ст. 1 Закона об отходах производства и потребления, понятие сбора мусора не тождественно его погрузке в автотранспортные средства.
Вместе с тем, проектно-сметная документация в своем составе не предусматривает и не описывает процесс сбора отходов, в понимании сбора отходов, как законодательно установленного понятия, а так же их дальнейшей утилизации силами лица выполняющего работы по контракту.
Совокупность требований аукционной документации и проекта позволяет сделать однозначный вывод о том, что в составе работ по контракту, заключенному по результатам указанного аукциона в качестве лицензируемого вида деятельности можно выделить лишь транспортирование отходов, что означает неправомерность установленного требования к наличию лицензии со всеми указанными видами деятельности.
Соответственно, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности, в том числе по сбору, утилизации отходов I-IV классов опасности неправомерно и нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку документация о закупке не предполагает осуществление подрядчиком работ по сбору и утилизации свалочных масс.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении неправомерных требований к участникам закупки.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По мнению Заявителя, отдельные части проектной документации и аукционной документации противоречат друг другу, поскольку в составе сметной документации отсутствуют требуемые Заказчику работы по погрузке грунта в автосамосвалы.
Вместе с тем анализ проектно-сметной документации и технического задания показал, что работы по разработке грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом вместимостью 1 (1-1,2) м3, группа грунтов 2; погрузочные работы: Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3, предусмотрены и описаны как проектно-сметной документацией (ч. 3.2 проекта), так и в составе аукционной документации в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Следовательно, указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции, Заявитель имеет право обратиться в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, жалоба признана частично обоснованной, а в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Э" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 21 февраля 2019 г. по делу N 44-1164/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-1164/19 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
предписывает:
1. Заказчику- Администрации Московского района Санкт-Петербурга - и его аукционной комиссии устранить нарушения ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0172200000418000217 (при их наличии);
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0172200000418000217 (при их наличии);
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0172200000418000217 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0172200000418000217 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 07.03.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.