РЕШЕНИЕ от 17 декабря 2018 г. по делу N 1616-03-10910-РЗ/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

Ленинградский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2018 г. по делу N 1616-03-10910-РЗ/18   о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,

установила:

В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 10910 от 10.12.2018 г.) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на Оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса "А", "Б", "В" для нужд ГБУЗ ЛО "Токсовская МБ" в 2019 году (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе размещены 03.12.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 618 000,00 рублей.
Источник финансирования - Средства бюджетных учреждений.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Более подробно позиция Заявителя изложена в жалобе, файл с которой размещен на официальном сайте.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя и просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Иными словами, объект закупки должен быть описан в аукционной документации таким образом, чтобы представить возможность максимальному числу участников участвовать в закупке, за исключением случаев, когда участие ограничено законом, при этом описание объекта закупки должно отражать истинные потребности заказчика. Несоблюдение одного из этих условий приводит к необъективному описанию, что не позволяет установить потребности Заказчика.
В соответствии с частью 2 рассматриваемой статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Перечень товаров, их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики указаны в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в рамках обжалуемой закупки допустил следующие нарушения:
- указал, что участок обезвреживания отходов должен располагаться не далее Санкт-Петербурга или Ленинградской области;
- объединил в один лот отходы класса А с отходами класса Б, В и Г;
- необходимо предоставление Исполнителем после заключения контракта Санитарно-эпидемиологического заключения на проект обоснования санитарно-защитной зоны;
В отношении первого довода Заявителя, Комиссией Ленинградского УФАС России установлено следующее.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.2790-10 не подменяют положения Федерального закона N 89-ФЗ, а предусматривают специальный правовой и санитарный режим обращения с медицинскими отходами в соответствии с их спецификой (эпидемиологическая опасность, токсичность и т.п.).
Согласно п. 1.2. СанПиН 2.1.7.2790-10 санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
На основании п. 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10, транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
В данной закупке территорией является территория Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Так, довод Заявителя о незаконном установлении в качестве участка обезвреживания отходов территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также предоставление Исполнителем после заключения контракта Санитарно-эпидемиологического заключения на проект обоснования санитарно-защитной зоны, не принимаются в связи со следующим.
Заказчик на основании ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ, а также ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации является собственником отходов и несет гражданскую, административную и уголовную ответственность за надлежащее обращение с ними до момента их обезвреживания.
Аукционной документацией Заказчика предусмотрен переход права собственности отходов от Заказчика к Исполнителю только после обезвреживания (сжигания) отходов.
Согласно ч. 1. ст. 104 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно техническому заданию Заказчика размещенного на официальном сайте, сопровождение отходов (экспедирование) представителем заказчика до мест обезвреживания отходов предусмотрено.
Заказчик не имеет возможности экспедировать груз в другие регионы Российской Федерации, так как для этого ему необходимо согласовывать командировки со своим учредителем (Комитетом здравоохранения Ленинградской области), что приводит к затруднению в исполнении обязанностей по контролю за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Командировки в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области в согласовании с учредителем не нуждаются.
Между тем, нахождение места обезвреживания, утилизации, размещения отходов за пределами Ленинградской области лишает возможности Заказчика исполнять обязанности по контролю исполнения условий контракта.
Также у Заявителя согласно положению контракта есть право привлечения субподрядных организаций по обезвреживанию, утилизации, размещению отходов, расположенных в пределах Ленинградской области и СПб, что не находит своего подтверждения в доводе Заявителя относительно ограничения количества участников закупки.
Следовательно, Комиссия считает, что указанный довод жалобы заявлен необоснованно.
Также Ленинградское УФАС России сообщает, что в силу пункта 2.6, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
В отношении второго довода Заявителя, Комиссией Ленинградского УФАС России установлено следующее.
На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к обращению с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (вместе с "СанПиН 2.1.7.2790-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...").
Медицинские отходы, являющиеся предметом данной закупки не включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 и предусмотрены ст. 20 Федерального закона N 89-ФЗ, следовательно, обращение с ними не регулируются законодательством об отходах производства и потребления.
Предметом закупки является Оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса "А", "Б", "В" для нужд ГБУЗ ЛО "Токсовская МБ" в 2019 году, в связи с чем, требование лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности заказчиком не установлено.
В отношении третьего довода Заявителя Комиссией Ленинградского УФАС России установлено следующее.
Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу, предусмотренное статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", специальным разрешением на деятельность согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ не является и выдается на отдельный технологический процесс, а не на вид деятельности. К тому же с 01.01.2019 года выступают изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии со статьей 22 расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, организации больше не должны получать разрешения на выбросы или согласованные проекты предельно допустимых выбросов, в связи с чем данные документы не могут быть запрошены Заказчиком при проведении аукциона на оказание услуг в 2019 году.
В силу пункта 2.6, 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "М" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.