РЕШЕНИЕ от 11 июня 2019 г. по делу № 19/44/99/302

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "АМА. Строй" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ФГБУ "У" (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции магистрального канала"Аксыра", Кабардино-Балкарская Республика (номер извещения 0304100002319000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров;
2. В документации о закупке установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в закупке (далее - Инструкция);
4. Документация об Аукционе не содержит исчерпывающий перечень информации, предусмотренной статьей 64 Закона о контрактной системе;
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размешена проектно-сметная документация не в полном объеме;
6. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в 1 лот осуществление строительных работ и работ по реконструкции;
7. В документации об Аукционе и извещении о проведении закупки содержатся противоречивые сведения;
8. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемых организаций выданная в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Выписка);
9. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства от 04 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);
10. Проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условий оплаты, приемки и сроков выполнения работ по контракту.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 20.05.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 125 253 540,45 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.06.2019;
5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 082040525ФВ194009414.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "Кислород технический газообразный.объемная доля кислорода, %, не менее 99,5; Объемная доля водорода, %, не более 0,5; Объемная доля водяных паров, %, не более 0,009. Марка краски МА-015 (мумия, сурик железный). Массовая доля летучих веществ, %, не более 7,0. Время высыхания при температуре (20+/-2) °Сдо степени 3, не должна составлять более 24 часов. Цемент типа шлакопортландцемент, пуццолановый цемент, композиционный, портландцемент (с минеральными добавками или без них). Полная сумма основных компонентов: Содержание портландцементного клинкера должно составлять не менее 35% и не более 100%; Доменный или электротермофосфорный гранулированный шлак не более 65%; Пуццолан не более 30%; Известняк не должен быть более 20%; Микрокремнезем не более 10%; Глиеж или обожженный сланец не должны превышать 35%; Зола-уноса не более 35%; Вспомогательные компоненты не более 5%. цемент должен быть быстротвердеющий или нормально твердеющий. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 минут. Раствор готовый кладочный цементный марки 100. Водоудерживающая способность должна быть не менее 90%. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1% по массе. При подогреве заполнителей их температура в зависимости от применяемого вяжущего не должна быть выше 60°С. Марка по морозостойкости F 50-100. Вяжущее (вяжущие) для раствора гипсовое вяжущее Г4-13 (А,Б,В,I,II,III), известковое вяжущее- сорт 1,2 без добавок или с добавками, цемент ПЦ-400-Д0-20,ШПЦ-400-Д0-20, ССПЦ-400-Д0-20, ППЦ-400-Д0-20. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна составлять не менее 500 и не более 2000 кг/м3. Проектный возраст раствора должен составлять 7 или 28 соток. Наибольшая крупность зерен заполнителя не должна быть более 2,5 мм. Бетон В7,5 для дорожных покрытий и оснований на цементном вяжущем с полифункциональной добавкой. Вяжущее для бетона должно быть одно из шлакопортландцемент, пуццолановый цемент, портландцемент, сульфатостойкий портландцемент, композиционный цемент. Фракция (фракции) крупного заполнителя от 5 (3) до 10 мм, св. 10 до 20 мм, св. 20 до 40 мм. Условия эксплуатации бетона - эксплуатация в среде с возможностью образования коррозии вследствие карбонизации (бетонная поверхность периодически имеет контакт с водой). Крупный заполнитель щебень, щебень из гравия, гравий из плотных горных пород. Добавка для бетона должна быть водоредуцирующей, воздухововлекающей. Морозостойкость бетона не выше F150. Наибольшая крупность заполнителя не должна быть более 40 мм. Расход цемента не менее 200 кг/м3. Марка морозостойкости крупного заполнителя F25. Содержание фракции от 5 (3) до 10 мм не должно быть менее 15% в крупном заполнителе".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации о закупке установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "Гвозди строительные должны быть круглые с конической головкой, диаметр стержня пять, шесть мм, длина гвоздя диаметром пять мм сто пятьдесят, сто двадцать мм, диаметр головки должен быть не менее девяти мм с отклонением от круглости не более ноль целых девять десятых мм; длина гвоздя диаметром шесть мм должна быть двести мм, диаметр головки должен быть не менее одиннадцати мм с отклонением от круглости не более одной целой одной десятой мм; отклонение от соосности головки гвоздя должно быть не более ноль целых семь десятых мм; односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя длиной до ста двадцати мм включительно должен быть не более ноль целых семь десятых мм, а для гвоздей длиной сто пятьдесят и двести мм должен быть не более одного мм; масса одной тысячи штук круглых гвоздей диаметром пять мм должна быть не менее семнадцать целых восемь десятых килограмм при длине стержня сто двадцать мм и не менее двадцать одна целая девять десятых килограмм при длине стержня сто пятьдесят мм, для гвоздей диаметром шесть мм масса одной тысячи штук должна быть не менее сорок три целых одна десятая килограмма;гвозди должны быть упакованы в деревянные ящики - номером шестнадцать тип III-1, длина, ширина и высота которых должны быть одна тысяча четыреста пятьдесят, двести семьдесят и двести семьдесят соответственно, вместимость должна быть сто пять целых семь десятых дм3, предельная масса груза в ящике должна быть не более сто тридцать кг, толщина торцовых стенок из досок или древесноволокнистых плит должна быть неменее девятнадцати мм, толщина боковых стенок, дна и крышки из досок или древесноволокнистых плит должна быть не менее шестнадцати мм, количество планок на торцевых стенках должно быть не менее восьми, количество планок на дне крышки и боковых стенках должно быть не менее четырех, толщина планок не менее девятнадцать мм, ширина планок не менее пятьдесят мм, объем древесины не менее ноль целых триста тридцать пять десятитысячных метра кубических; номером восемь тип II-1, длина, ширина, высота которых должна быть пятьсот двадцать, пятьсот двадцать и двести восемьдесят соответственно, вместимость должна быть семьдесят пять целых семь десятых дм3, предельная масса груза в ящике не более ста кг, толщина торцовых стенок из досок и древесноволокнистых плит должна быть шестнадцать мм, толщина боковых стенок, дна и крышки из досок и древесноволокнистых плит должна быть тринадцать мм, количество планок на торцевых стенках должно быть четыре, толщина планок не менее шестнадцати мм, ширина планок не менее сорока мм, объем древесины не менее ноль целых сто семьдесят пять десятитысячных метра кубических; номером двенадцать тип III-2, длина ширина и высота которых должны быть шестьсот восемьдесят четыре, пятьсот семьдесят и пятьсот сорок два мм соответственно, вместимость должна быть двести одиннадцать целых три десятых дм3, предельная масса груза в ящике должна быть не более пятьсот кг., толщина торцовых стенок из досок или древесноволокнистых плит должна быть не менее девятнадцать мм, толщина боковых стенок, днаи крышки из досок или древесноволокнистых плит должна быть не менее девятнадцать миллиметров, количество планок на торцевых стенках должно быть восемь, количество планок на дне крышки и боковых стенках должно быть восемь, толщина планок девятнадцать миллиметров, ширина планок не менее пятьдесят миллиметров объем древесины не менее ноль целых пятьсот тридцать пять десятитысячных метра кубических; влажность древесины ящиков должна быть не более двадцати два процента; в каждой упаковочной единице должны быть гвозди одного типоразмера.
Доски обрезные хвойных пород. Предельные отклонения не должны быть более плюс пятидесяти и минус двадцати пяти миллиметров по длине, не более плюс трех и минус трех миллиметров по толщине и не должны быть более плюс три и минус три миллиметра по ширине. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax не должен быть более одной тысячи двухсот пятидесяти микрометров. Пороки древесины: пластевые и ребровые сучки сросшиеся здоровые не должны быть более четырех штук на любом однометровом участке длины на каждой из сторон размером не более одной второй доли ширины стороны; сучки кромочные сросшиеся здоровые: максимальное значение- допускаются размером во всю кромку но не более трех штук на любом однометровом участке длины на каждой из сторон; пластевые и ребровые сучки частично сросшиеся и несросшиеся не должны быть более трех штук размером не более одной трети доли ширины стороны на любом однометровом участке длины на каждой из сторон; пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец трещины не должны быть более одной второй доли длины пиломатериала для неглубоких и одной второй для глубоких; пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец трещины не должны быть более одной шестой доли длины пиломатериала; торцовые трещины (кроме трещин усушки) допускаются на одном торце длиной в долях ширины пиломатериала, не более одной второй; наклон волокон, крень, кармашки, сердцевина и двойная сердцевина, грибные ядовитые пятна (полосы): максимальное значение- допускаются; односторонняя прорость не должна быть более одной четвертой ширины соответствующей стороны пиломатериала и не более одной десятой доли длины пиломатериала; рак не должен быть более одной трети длины пиломатериала; глубокие заболонные грибные окраски и плесень не должны быть более пятидесяти процентов от общей площади пиломатериала; тупой обзол допускается на пластях и кромках размером в долях ширины соответствующих сторон пиломатериала без ограничения по длине не более одной трети; обзол на отдельных участках кромок не должен быть более две трети доли ширины кромки; риски, волнистость, вырыв не должны быть более трех миллиметров глубины; покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость- допускается стрела прогиба не более ноль целых четыре десятых процента доли длины пиломатериала; покоробленность поперечная- допускается стрела прогиба не более двух процентов доли ширины пиломатериала. Доски должны быть из древесины хвойной породы сосны; ели; лиственницы.длиной не менее четырех но не более шести с половиной метров, шириной от семидесяти пяти до ста пятидесяти миллиметров, толщиной двадцать пять миллиметров. Сорт требуется не ниже третьего" (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Вместе с тем, Уполномоченным органом не представлено доказательств, что установление указанных требований в документации об Аукционе способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, и также не противоречит Закону о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишние требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция.
На заседании Комиссии установлено, что Инструкция содержит, в том числе, следующие положения: "При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупок должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком (за исключением случаев, когда в соответствии с ГОСТ характеристика предусматривает диапазонное значение). При указании нескольких показателей следует учитывать количество требуемого товара. (Например: к поставке требуется две единицы товара с указанием цвета товара, соответственно указание трех цветов не допустимо)" (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Инструкция, установленная в документации об Аукционе, не позволяет определить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе, содержит положения, вводящие потенциальных участников закупки в заблуждение, и не позволяющие надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе не содержит исчерпывающий перечень информации, предусмотренной статьей 64 Закона о контрактной системе.
Часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает перечень информации, подлежащей указанию в составе документации о закупке, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона.
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе составлена в соответствии с требованиями статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на Заседание Комиссии не обеспечена, в составе обращения не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещена проектно-сметная документация не в полном объеме В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе, в соответствии проектной документацией.
При этом, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Уполномоченный орган в письменных возражениях сообщил, что проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", размещена в ЕИС в полном объеме, что позволяет определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем явка представителей на Заседание Комиссии не обеспечена, в составе обращения не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один лот осуществление строительных работ и работ по реконструкции.
Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что работы, предусмотренные техническим заданием, а также проектно-сметной документацией связанны единим технологическим процессом и объединение в один лот вышеуказанных видов работ не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В документации об Аукционе и извещении о проведении закупки содержатся противоречивые сведения.
Статьей 63 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию извещения о проведении электронного Аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении закупки, опубликованное в ЕИС, содержит всю информацию, предусмотренную Статьей 63 Закона о контрактной системе.
Кроме того, информация, указанная в извещении о проведении закупки, не противоречит положениям документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке копии Выписки.
Согласно пункту 1 части1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции магистрального канала "Аксыра", Кабардино-Балкарская Республика.
Пунктом 1.5.5.1. документации об Аукционе установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, а именно о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Пунктом 2 раздела IV документации об Аукционе установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке копии Выписки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Согласно пункту 2.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 в редакции от 21.03.2019 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит требования к участникам о наличии опыта выполнения работ в соответствии с действующей редакцией Постановления Правительства N 99.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
10. Согласно доводу Заявителя, проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условий оплаты, приемки и сроков выполнения работ по контракту.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе содержит, в том числе раздел "Порядок сроки приемки выполненных работ, порядок и сроки оформления результатов приемки", определяющий условия оплаты, приемки и сроки выполнения работ по контракту.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в обращения доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
11. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Проект государственного контракта документации об Аукционе содержит следующее положение: "5.3.40. Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 30 процентов от цены Контракта".
Таким образом, проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта.
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции от 01.05.2019 в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, пунктом 2.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "в случае если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта установлено не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г. не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции магистрального канала "Аксыра", Кабардино-Балкарская Республика.
Пунктом 5.3.46. проекта государственного контракта установлено, что "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту виды и объемы работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, указанные в Приложении N 5 к настоящему Контракту".
Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 7 статьи 30, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.06.2019 N 19/44/99/302 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 июня 2019 г. по делу N 19/44/99/302
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на основании обращения ООО "АМА. Строй" (далее - Заявитель), содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ФГБУ "У" (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции магистрального канала "Аксыра", Кабардино-Балкарская Республика (номер извещения 0304100002319000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.04.2019 N 443/19,

предписывает:

1. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать ненадлежащие требования к товарам, используемых при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта с учетом решения от 11.06.2019 по делу N 19/44/105/302.
2. Заказчику, Уполномоченному органу при заключении контракта по результатам проведения Аукциона установить возможные виды и объемы работ, предусмотренные проектной документации, из числа работ, поименованных в Постановлении Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальномуконтрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в томчисле зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, документацией обАукционе и с учетом решения от 11.06.2019 по делу N 19/44/99/302.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.06.2019 по делу N 19/44/99/302.
4. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии в срок до 25.06.2019 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте predpisanie44@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.