РЕШЕНИЕ от 15 июня 2020 г. по делу № 047/06/64-1473/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Ленинградский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области:
от Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "С":
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п. п. 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки

установила:

В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя ООО "С" (вх. N 6999 от 05.06.2020) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку многофункциональных устройств (далее - электронный аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.05.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 345 339,98 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения аукционной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает, что Заказчиком в составе аукционной документации были установлены требования к поставляемым устройствам, ограничивающие, по мнению Заявителя, число участников процедуры закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении N 1 установлены следующие требования:
"Тип используемого тонер-картриджа" - "TK-1170";
"Тип используемого блока фотобарабана" - "DK-1150".
В доводах жалобы Заявитель указал, что в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений документации, в котором Заявитель отметил, что данные требования, по его мнению, являются неправомерными и могут привести к ограничению круга потенциальных участников электронного аукциона.
По мнению Заявителя, установление вышеуказанных требований как "TK-1170" и "DK-1150" является прямым указанием на производителя печатной техники KYOCERA.
Представитель Заказчика пояснил, что при подготовке аукционной документации и технического задания на поставку многофункциональных устройств Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. При этом Заказчиком учитывалась необходимость обеспечения необходимой техникой, сокращение затрат на ее обслуживание, ремонт, сокращение времени простоя оборудования.
В представленных возражениях Заказчик отметил, что с целью обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, в техническом задании установлены требования к типу расходных материалов: тонер-картридж - TK-1170 и блок фотобарабана - DK-1150. По мнению Заказчика, данные требования позволяют унифицировать используемые Заказчиком расходные материалы, которые необходимы при работе печатающей техники.
По мнению Заказчика, увеличение номенклатуры расходных материалов приведет к дополнительным затратам на обслуживание оргтехники, приобретение и создание дополнительных материальных запасов, комплектующих и запчастей, увеличение времени на ремонт, а также увеличит простой оборудования, что увеличит затраты на содержание приобретаемых многофункциональных устройств.
Комиссией установлено, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом Комиссией установлено, что указанный Заказчиком в аукционной документации "Тип используемого тонер-картриджа" и "Тип используемого блока фотобарабана" действительно соответствует единственному возможному к поставке многофункциональному устройству производителя KYOCERA.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что объект закупки сформулирован Заказчиком как поставка многофункциональных устройств, однако установленные требования к необходимому к поставке устройству не содержат каких-либо параметров эквивалентности товара, что свидетельствует об ограничении числа участников электронного аукциона и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.06.2020 N 0245100000720000019-1 (далее - Протокол) на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок участников, 6 из которых были допущены к участию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на ограничение конкуренции среди потенциальных участников, на процедуру осуществления закупки, в связи с чем предписание Заказчику принято решение не выдавать.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
3. Предписание Заказчику не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на осуществление процедуры закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.