РЕШЕНИЕ от 28 октября 2020 г. N 239 по делу № 047/06/64-2925/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Ленинградский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии на заседании Комиссии представителей по доверенностям:
от Заказчика - администрации Лужского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Г":
от Заинтересованной стороны (победителя закупки) - общества с ограниченной ответственностью "К":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п. п. 5.4 - 5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки

установила:

В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13332 от 22.10.2020) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию системы оповещения населения по ГО и ЧС сопряженной с Ленинградской областной автоматизированной системой оповещения (РАСЦО ЛО) (далее -аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком 14.10.2020 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 090 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения аукционной документации.
Представители Заказчика возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает, что Заказчиком допущены нарушения законодательства в сфере закупок при составлении аукционной документации.
В первом доводе жалобы Заявителем указано на то, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено обязательное требование к соответствию предмета закупки соответствующему государственному стандарту, действующему на территории Российской Федерации (далее - ГОСТ).
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальнойсистеме стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом установлено, что в документации заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ. Ссылка на стандарт, технические условия и т.д. не заменяют собой установление в описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в части довода N 1 жалобы Заявителя.
Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на противоречие установленных Заказчиком требований к значениям показателей товаров, необходимых к поставке в рамках закупки, требованиям ГОСТ, распространяющегося на соответствующий товар.
Комиссией установлено, что требования к товарам, приобретаемым в рамках аукциона, регламентированы ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 42.3.01-2014).
Установлено, что в соответствии с требованиями ГОСТ Р 42.3.01-2014, значение спорного требования "диапазон воспроизводимых частот звукового тракта" составляет 300 - 3400 Гц.
При этом установлено, что Заказчиком к оборудованию: "Усилительно-коммутационный блок тип 3" приобретаемого, в числе прочего, в рамках закупки установлено, в том числе, следующее требование к показателю "диапазон воспроизводимых частот звукового тракта" - "не уже 100 - 6300 Гц".
Также Комиссией установлено, что Заказчиком к такому виду оборудования как "Громкоговоритель тип 1" установлено, в том числе, следующее требование к показателю "максимальное шумовое давление на номинальной мощности" - "не менее 130 не более 142 Дб".
Однако Комиссией в ходе проведения проверки установлено, что ГОСТ Р 42.3-01-2014 указывает на следующие требования к значениям спорной характеристики: "уровень звука речевых сообщений должен быть не менее 75 дБ на расстоянии 3 м от специального оконечного устройства оповещения населения, но не более 120 дБ в любой точке озвучивания пространства".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что аукционная документация не содержит обоснования использования вышеназванных требований, несоответствующих требованиям, указанным в ГОСТ Р 42.3-01-2014.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Ознакомившись с документацией, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссией установлено, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования к значениям показателей товара, необходимого к поставке, противоречащие требованиям государственного стандарта Российской Федерации, регламентирующего технические характеристики соответствующего товара.
Также Комиссией установлено аналогичное противоречие требованиям ГОСТ Р 42.3-01-2014 в части товара "Громкоговоритель тип 2".
В третьем доводе жалобы Заявителем указано на то, что Заказчиком в нарушение положений действующего законодательства в рамках аукциона ненадлежащим образом размещена проектно-сметная документация.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в соответствии с положением статьи 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения врайонах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Комиссией установлено, что согласно части 26 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" готовность систем оповещения населения достигается, среди прочего, наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения.
В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТ 21.101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Общие положения" рабочая документация - это совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.
Установлено, что форма и общ/иеправи/ла выполнения спецификации оборудования, изделий и материалов в составе рабочей документации для строительства объектов различного назначения установлен государственным стандартом 21.110-2013 "Система проектной документации для строительства. Спецификация оборудования, изделий и материалов" (далее - ГОСТ 21.110-2013).
Согласно пункту 4.7 ГОСТ 21.110-2013 в спецификации указывают:
- в графе "Поз." - позиционные обозначения <*> оборудования и изделий, предусмотренные рабочими чертежами соответствующего основного комплекта;
- в графе "Наименование и техническая характеристика" - наименования оборудования, изделий, материалов, их технические характеристики в соответствии с требованиями стандартов, технических условий и другой технической документации, а также другие необходимые сведения. При записи материала указывают его условное обозначение, установленное в стандарте или другом нормативном документе. Перед наименованием оборудования, изделий и материалов указывают их порядковый номер записи в спецификацию (как правило, в пределах раздела).
Комиссией установлено, что Заказчиком на основании изложенного разработана и размещена в составе аукционной документации рабочая документация "Местная система оповещения населения. Подключение к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Ленинградской области" К.647.10.17-СС (далее - рабочая документация).
При этом установлено, что в спецификации, входящей в состав рабочей документации, отсутствуют наименования оборудования, изделий, материалов, предусмотренных проектной документацией, разработанной с целью осуществления работ в рамках данного аукциона.
Ознакомившись с документацией, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушений в действиях Заказчика пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части довода N 3 жалобы Заявителя.
В четвертом доводе жалобы Заявителем указано на необходимость для участников принимать во внимание при формировании предложения в рамках аукциона "ранее установленный пульт управления МСО", при этом в нарушение положений законодательства в сфере закупок в аукционной документации не раскрыты технические характеристики указанного оборудования, что, по мнению Заявителя, ограничивает участникам возможность для участия в настоящей закупке.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что "пульт управления МСО" не является предметом данной закупки, следовательно, для Заказчика законодательно не установлена обязанность для описания технических характеристик данного товара.
При этом представитель Заказчика пояснил, что техническое задание, размещенное в рамках настоящей закупки составлено с учетом возможности сопряжения закупаемого оборудования с уже имеющимся, в том числе, пультом управления МСО.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что указанное в доводе N 4 условие аукционной документации повлияло на его возможность составить и подать заявку на участие в рассматриваемом аукционе.
Изучив документацию, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений положений Закона о контрактной системе в части довода N 4 жалобы Заявителя.
В пятом доводе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком необоснованных, избыточных требований к участникам закупки, что ограничивает круг участников настоящего аукциона, а именно, требование к сопряжению устанавливаемого в рамках закупки оборудования с уже имеющимся у Заказчика.
Комиссией установлено, что в соответствии с положением 6.6 Технического задания, размещенного в составе аукционной документации, "с целью обеспечения единой технической политики и унификации перечня оборудования, используемого при выполнении работ по установке системы оповещения Лужского городского поселения, предусмотреть построение МСО Лужского городского поселения по аналогии (сопряжение блоков МСО) с ранее смонтированным и введенными в эксплуатацию системами в данном районе без расширения номенклатурного состава оборудования".
Комиссией установлено, что в соответствии с частью 3 Приказа МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - Приказ N 422/90/376) система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.
При этом согласно части 4 Приказа N 422/90/376 системы оповещения создаются:
на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Также согласно части 4 Приказа N 422/90/376 системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Техническое задание, размещенное в составе аукционной документации предполагает, что при соблюдении всех требований указанного Технического задания и соответствия поставляемого оборудования положениям рабочей документации участником спорное требование о сопряжении с уже имеющимся оборудованием будет соблюдено.
Ознакомившись с документацией, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия не выявила в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части довода N 5 жалобы Заявителя.
Шестой довод жалобы Заявителя указывает на нарушения, по мнению Заявителя, Заказчиком положений законодательства в сфере закупок при установлении требования к поставке товара, а именно, усилительно-коммутационного блока, с характеристиками, которыми соответствует товар определенного единственного производителя.
В части рассматриваемого довода жалобы представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования к производителю товаров (оборудования), товарному знаку, фирменному наименованию закупаемого товара в документации отсутствуют. Описание объекта закупки составлено с учетом потребностей Заказчика, а также в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Товар (оборудование) поставляемое в рамках данной закупки должны иметь все необходимые документы (паспорта, сертификаты, акты испытаний и т.д.).
Вся система должна быть полностью, программно и аппаратно, сопрягаться с региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения (РАСЦО) Ленинградской области.
Следовательно, участникам закупки необходимо поставить товар, соответствующий характеристикам из технического задания и выполнить работы с этим товаром.
Комиссия, рассмотрев материалы, выслушав пояснения представителей сторон, не усматривает в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе в част шестого довода жалобы Заявителя.
Седьмым доводом жалобы Заявитель указывает на наличие, по его мнению, избыточных требований, предъявляемых Заказчиком к показателям товара "Усилительно-коммутационный блок", приобретаемого в рамках настоящей закупки, а именно, - "Должен обеспечивать поддержку не менее 2 протоколов (систем команд)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств невозможности поставки оборудования с характеристиками, указанными в Техническом задании, размещенном в составе аукционной документации.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1) Признать жалобу ООО "Г" обоснованной в части доводов жалобы NN 2, 3.
2) Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в силу того, что выявленные нарушения не повлияло на ход осуществления настоящей закупки.
4) Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.