РЕШЕНИЕ от 25 августа 2020 г. по делу № 20/44/99/228 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

действия оператора электронной площадки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотревпосредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "***" далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Г. "***" (далее - Заказчик), ГКУ *** "***" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по охранно-поддерживающему ремонту многоквартирных домов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Оператора электронной площадки 24.08.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.08.2020.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 19.06.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
4) источник финансирования - бюджет города Москвы;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.06.2020;
6) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 7 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 02.07.2020;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона, из которых 3 участника признаны соответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан *** (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта - *** рубля.
11) В связи с отказом от заключения государственного контракта с Победителем, победителем Аукциона признан Заявитель, заявке которого присвоен второй номер в Аукционе с предложением о цене контракта - *** рубль.
Согласно доводу обращения Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Согласно части 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком 31.07.2020 направлен Победителю проект государственного контракта на подписание, вместе с тем, Победителем 03.08.2020 подписан проект государственного контракта.
При этом 06.08.2020 Заказчиком размещен в ЕИС протокол отказа от заключения контракта с Победителем от 06.08.2020 N ПОК1.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что поскольку Заявителю присвоен второй номер, Оператором электронной площадки 06.08.2020 заблокированы денежные средства Заявителя, внесенные в качестве обеспечения заявки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется только в момент окончания подачи заявок на участие в Аукционе, при этом иных оснований для блокирования денежных средств Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым 18.08.2020 Оператором электронной площадки разблокированы денежные средства Заявителя, поскольку Заказчиком не направлен проект государственного контракта Заявителю.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки противоречат требованиям части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, поскольку Оператором электронной площадки указанное нарушение устранено самостоятельно, предписание об устранении выявленного нарушения Оператору электронной площадки Комиссия не выдает.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Оператором электронной площадки устранено самостоятельно, предписание не выдавать.
3. Передать материалы от 25.08.2020 по делу N 20/44/99/228 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.