РЕШЕНИЕ от 20 мая 2019 г. № КГОЗ-119/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ГУ МЧС России по Новосибирской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта "Строительство и реконструкция объектов федерального государственного казенного учреждения "Сибирский спасательный центр МЧС России" в пос. Коченево Новосибирской области (2 этап строительства) (в рамках государственного оборонного заказа) (номер извещения 01511000110019000034) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который установил в приложении N 3 "Описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки) требования к товарам (материалам) (далее - Товары), используемым при выполнении Работ, которые обязывают участника закупки при подаче заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.04.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 770 086 400 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.05.2019;
4) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участие в Аукционе подана только одна заявка;
5) единственный участник Аукциона и поданная им заявка на участие в Аукционе признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе По мнению Заявителя, Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе установил в Описании объекта закупки требования к показателям Товаров, которые обязывают участника закупки при подаче заявки на участие в Аукционе иметь в наличии Товары для предоставления в составе заявки на участие в Аукционе подробных сведений о таких Товарах.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к Товарам.
Так, например, для товара "Кислород технический газообразный" установлено требование "Объемная доля водяных паров не более чем 0,99%", для товара "Кабель силовой" установлено требование "Относительное удлинение изоляции при разрыве (до старения) от 150%", "Относительное удлинение наружной оболочки при разрыве под воздействием температуры от минус двадцати до минус восемнадцати градусов Цельсия не ниже 20%".
Согласно пункту 2.2 "Инструкция по заполнению первой части заявки" (далее - Инструкция) Описания объекта закупки участник закупки должен указать показатели, используемого при выполнении работ товара (материала), указанные в Описании объекта закупки, в качестве показателей для определения соответствия. Конкретные показатели товара должны соответствовать характеристикам, установленным в Описании объекта закупки, и должны быть представлены в заявке участника не менее чем в объеме, определенном Описанием объекта закупки и всеми его обязательными приложениями.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2.2 Описания объекта закупки установлена Инструкция.
В соответствии с Инструкцией участник закупки должен указать показатели используемых при выполнении работ Товаров, указанных в Описании объекта закупки, в качестве показателей для определения соответствия. Конкретные показатели Товаров должны соответствовать характеристикам, установленным в Описании объекта закупки, и должны быть представлены в заявке участника не менее чем в объеме, определенном Описанием объекта закупки и всеми его обязательными приложениями.
Не допускается при заполнении сведений в заявке вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) указывать значения со словами "более", "менее", "или", "не хуже", "лучше", "соответствует", "от", "до", "выше", "ниже", "свыше", "должно", "требуется", "необходимо", "может", "будет", а также ставить знаки "+", "-", "V" и тому подобные, за исключением указания характеристик (показателей) в виде интервалов значений, в случаях предусмотренных Описанием объекта закупки. Не допускается указание участником закупки знака пробела или знаков "-", "-" по какому-либо из требуемых показателей и (или) значений таких показателей товара, вместо указания "не нормируется" или "не применяется" или "отсутствует", если требования к такому показателю и (или) значению показателя товара (материала) установлено Описанием объекта закупки.
При этом Инструкцией также предусмотрена возможность указания в заявке на участие в Аукционе интервальных значений показателей для отдельных видов Товаров.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что Заказчиком в Инструкции предусмотрены требования к указанию показателей в заявке на участие в Аукционе, применение которых не позволяет однозначно определить требования к значениям показателей, указанных в пункте 2.1 Описания объекта закупки.
Так, например, в соответствии с Описанием объекта закупки значение показателя "Температура вспышки в закрытом тигле" товара "Растворитель" указано со словами "не меньше", а именно: "должна быть не меньше чем минус десять".
Согласно Инструкции при указании значений, соответствующих требованиям описания объекта закупки по показателю "Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле" в заявке на участие допускается указание участником закупки интервального значения показателя, в случае если такой показатель установлен в ГОСТ и/или производителем товара в виде интервала значений.
Пунктом 7 таблицы 2 ГОСТ 7827-74 по показателю "Температура вспышки в закрытом тигле" установлен интервал "от минус 8 до минус 10 при применении метода определения пожаровзрывоопасности веществ в соответствии с ГОСТ 12.1.044".
Таким образом, Инструкция вводит в заблуждение, предоставляя участникам закупки при заполнении заявки возможность учитывать значения показателей из государственных стандартов, которые отличны от значений, указанных в пункте 2.1 Описания объекта закупки.
Кроме того, наряду с Инструкцией в Описании объекта закупки также содержатся требования к указанию в составе заявки на участие в Аукционе тех или иных значений, использование которых необходимо для заполнения заявки на участие в Аукционе. Согласно пункту 2.1 Описания объекта закупки "использование в Описании объекта закупки знака "*" содержит требования к фиксированному значению показателя (в виде одного или нескольких значений, которым должно соответствовать значения показателя или перечисления допустимых значений показателя, из которых необходимо сделать выбор). В случае требования к фракции является указанием на конкретные фракции в виде интервалов значений".
При этом указанное положение не позволяет определить, что необходимо указывать в заявке на участие в Аукционе, в случае указания знака "*" в Описании объекта закупки.
Также, отдельные требования к указанию в составе заявки на участие в Аукционе тех или иных значений и исключений, которые необходимо учитывать при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе, приведены Заказчиком в Инструкции, более чем на 70 страницах.
По мнению Комиссии, требований Инструкции затрудняют заполнение заявки на участие в Аукционе и ограничивают доступ участников закупки к участию в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что на дату и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе подана только 1 заявка от участника закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в составе документации об Аукционе надлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Пунктом 10 Описания объекта закупки установлено, что риск случайной гибели или случайного повреждения результата работ, составляющего предмет Контракта, до приемки этого результата работ Заказчиком несет подрядчик. Подрядчик несет самостоятельную ответственность за соблюдение правил безопасности труда и правил пожарной безопасности.
В пункте 11.1 проекта контракта документации об Аукционе (далее - Проект контракта) установлено требование об обязательном заключении подрядчиком договора комплексного страхования строительных рисков. При этом Описанием объекта закупки не предусмотрены услуги по страхованию строительных рисков.
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты документации об Аукционе участники закупки должны быть членами саморегулируемой организации (далее - СРО). Кроме того, установлены требования:
- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями п. 3 ч. 12 и п. 3 ч. 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.
Согласно части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Проекте контракта требование о заключении подрядчиком договора комплексного страхования строительных рисков, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.05.2019 N КГОЗ-113/19, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 20.05.2019 N КГОЗ-113/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.