РЕШЕНИЕ от 29 октября 2018 г. № 18/44/105/1485 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2018 г. № 18/44/105/1485 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП *** (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Государственного заказчика (далее - Аукционная комиссия) при проведении Государственным заказчиком (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ЗАО "***" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение стеллажей в административные здания Государственного заказчика (номер извещения в единой информационной системе всфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ****) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Аукционной комиссией ненадлежащим образом оформлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2018 N ****-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - **** рублей;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта **** рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссии неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок Заявителю (заявка с порядковым номером "26") отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с не предоставлением и несоответствием представленной информации по товарам, предусмотренной документацией об Аукционе.
1.1. В частности, согласно Протоколу рассмотрения заявок, заявка Заявителя отклонена в связи с тем, что "Участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе по позициям 8.3.10, 9.3.10, 18.3.10, 19.3.10, 20.3.10 не представлен конкретный показатель вида головки гвоздя".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
- N 8.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 9.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 18.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 19.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 20.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе "В случае указания в документации об аукционе в электронной форме в качестве требования к используемому товару диапазона (интервала значений какой-либо величины) показателей (в том числе показателей, сопровождающихся словосочетаниями и знаками "в пределах", "более", "не более", "менее", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "<=", ">=", "<", ">", "-", а также при перечислении показателей через запятую), Участнику закупки в своей заявке необходимо указывать только один конкретный показатель из требуемых заказчиком".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя содержит следующие сведения:
- N 8.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 9.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 18.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 19.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой";
- N 20.3.10 "Гвозди строительные ГОСТ 4028-63; с плоской, конической головкой".
Учитывая положения вышеуказанной инструкции, участники закупки указывают один конкретный показатель характеристики товара в случае установления в техническом задании документации об Аукционе диапазона показателей. Вместе с тем, содержащиеся в описании товарных позиций NN 8.3.10, 9.3.10, 18.3.10, 19.3.10, 20.3.10 характеристики вида головки гвоздя не являются диапазонными характеристиками ("с плоской, конической головкой"), при этом инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит порядка указания характеристик товаров, не являющихся диапазонными и разделенные символом ",", в связи с чем участники закупки руководствуются общепринятыми правилами пунктуации.
1.2 Кроме того, в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок, заявка Заявителя отклонена в связи с тем, что участником закупки в отношении ряда характеристик по товарам NN 3, 8.1, 8.3.2, 8.3.3 указаны крайние значения показателей, что, по мнению Заказчика, противоречит инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
- N 3 "Анкер-шпилька для использования в бетоне; Отверстие в основании с зазором не менее 12 мм; Требуемый момент затяжки не менее 50 Нм; Длина резьбы не менее 50 мм; глубина посадки не должна быть менее 60 мм";
- N 8.1 "Стеллаж двусторонний передвижной размер; стеллаж должен быть установлен на рельсы высотой не менее 35 мм; рельсы должны быть изготовлены из алюминиевого сплава, нержавеющей стали; толщина материала изготовления не менее 2.8 мм; Колеса подвижной рамы должны быть изготовлены из сплава алюминия или нержавеющей стали толщиной не менее 1 мм; и должны иметь центральную реборду; высота мобильной рамы с учетом колес и рельсового пути не должна быть менее 135 мм; толщина материала изготовления нижней полки не менее 0.8 мм";
- N 8.3.2 "Винт с полукруглой головкой с пресс-шайбой; номинальный диаметр резьбы не менее 2.5 мм; диаметр головки не менее 4.5 мм; высота головки не менее 1.7 мм";
- N 8.3.3 "Винт с полукруглой головкой с пресс-шайбой; номинальный диаметр резьбы не менее 2.5 мм; диаметр головки не менее 4.5 мм; высота головки не менее 1.7 мм; длина не менее 12 мм".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя содержит следующие сведения:
- N 3 "Анкер-шпилька для использования в бетоне; Отверстие в основании с зазором 12 мм; Момент затяжки 50 Нм; Длина резьбы 50 мм; глубина посадки 60 мм";
- N 8.1 "Стеллаж двусторонний передвижной размер; стеллаж установлен на рельсы высотой 35 мм; рельсы изготовлены из алюминиевого сплава; толщина материала изготовления 2.8 мм; Колеса подвижной рамы изготовлены из сплава алюминия толщиной 1 мм; и имеют центральную реборду; высота мобильной рамы с учетом колес и рельсового пути 135 мм; толщина материала изготовления нижней полки 0.8 мм";
- N 8.3.2 "Винт с полукруглой головкой с пресс-шайбой; номинальный диаметр резьбы 2.5 мм; диаметр головки 4.5 мм; высота головки 1.7 мм";
- N 8.3.3 "Винт с полукруглой головкой с пресс-шайбой; номинальный диаметр резьбы 2.5 мм; диаметр головки 4.5 мм; высота головки 1.7 мм; длина 12 мм".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе "В случае, если в описании товара указаны несколько размерных параметров в диапазоне (в том числе показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "более", "не более", "менее", "не менее", "не выше", "не ниже", "от", "до") (например, не более 50 x 50 x 50 мм), то все параметры являются диапазонными (в приведенном примере слово "не более" относится ко всем трем значениям). Используемые для определения соответствия потребностям заказчика максимальные и (или) минимальные значения показателей не включают величины, непосредственно указанные в крайнем граничном значении, за исключением случаев, если эти показатели отмечены в документации знаком "" (независимо от места расположения знака)".
Учитывая положения вышеуказанной инструкции, участники закупки не указывают максимальные и минимальные значения показателей характеристик товаров, непосредственно содержащиеся в крайнем граничном значении, в случае, если в описании товара указаны несколько размерных параметров в диапазоне. Вместе с тем, содержащиеся в описании товарных позиций NN 3, 8.1, 8.3.2, 8.3.3 (например, требуемый момент затяжки не менее 50 Нм, номинальный диаметр резьбы не менее 2.5 мм) характеристики не содержат несколько размерных параметров в диапазоне, при этом инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит положения о не включении крайних максимальных и минимальных значений вышеуказанных характеристик товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не соответствуют части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено, что участникам закупки с идентификационными номерами "41", "229", в отношении которых Аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе, отказано по аналогичному основанию.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией ненадлежащим образом оформлен Протокол рассмотрения заявок.
Из жалобы Заявителя следует, что Протокол рассмотрения заявок не содержит обоснования принятого Аукционной комиссией решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, не содержит решения каждого члена Аукционной комиссии в отношении каждого участника закупки о допуске к участию в Аукционе и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в Аукционе, при этом, указанный протокол не подписан членами Аукционной комиссии.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Протокол рассмотрения заявок подписан членами Аукционной комиссии, также в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок членами Аукционной комиссии единогласно принято решение о допуске и отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, а именно: "допустить к участию в электронном аукционе и признать участниками электронного аукциона участников электронного аукциона с номерами заявок: 132, 136, 204 (голосовали единогласно); в соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ отказать в допуске к участию в электронном аукционе следующим участникам электронного аукциона (голосовали единогласно)". При этом, Протокол рассмотрения заявок содержит обоснование принятого Аукционной комиссией решения о допуске и отказе участникам закупке в допуске к участию в Аукционе с указанием положений документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пунктам 5, 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
- документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1072) подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 Постановления N 1072, является представление следующих документов:
- копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
При этом, в соответствии с пунктом 48 Закона о контрактной системе "В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 21 информационной карты документации об Аукционе установлено, что в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе "Предоставляется преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов".
Вместе с тем, требование к составу второй части заявки, указанное в пункте 22 информационной карты документации об Аукционе, не содержит положение о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям Постановления N 1072, а также документов, подтверждающих право участника Аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установивших требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП *** обоснованной в части неправомерного принятия Аукционной комиссией решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 29.10.2018 по делу N 18/44/105/1485 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.