РЕШЕНИЕ
по делу № ВП – 36/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
28.08.2015 | Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев обращение ООО «Арсенал Сервис» (далее – Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Алупка» Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта по капитальному ремонту помещений основного корпуса филиала ФКУЗ «Санаторий «Алупка» МВД России» «Дружба» (номер извещения 0875100003415000056) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе установлена ненадлежащим образом.
2. В документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию объекта закупки, а также содержатся технические ошибки.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru
(далее – Официальный сайт) – 08.07.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 22 296 285,88 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 14 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущены 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона – 27.08.2015.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив документацию об Аукционе Комиссией установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не содержит указания на раздел документации об Аукционе, в котором содержатся показатели товаров, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в составе своих заявок.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению первой части заявки в документации об Аукционе установлено, в том числе, требование: «При подготовке заявки участник должен руководствоваться требованиями действующих нормативных актов, государственных стандартов, норм и правил».
При этом, пункт 13 Технического задания документации об Аукционе устанавливает перечень ГОСТ для товаров, необходимых для выполнения работ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция содержащаяся в документации об Аукционе не позволяет сопоставить какими именно требованиями государственных стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участников закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Кроме того, согласно пункту 13 Технического задания документации об Аукционе, в том числе, установлено следующее: «При подачи заявки Участник обязан представить сведения о сертификации продукции, если требование о сертификации такого вида продукции является обязательным. Не предоставление сведений о сертификации такой продукции является основанием для отклонения заявки. Наличие соответствующих сертификатов при производстве работ обязательно».
Вместе тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих правомерность установления требования о предоставления сведений о сертификации в составе первой части заявки от участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком в документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: «Критическая поверхностная плотность теплового потока материала, из которого изготовлен гипсокартонный лист, должна быть более тридцати пяти киловатт на квадратный метр.
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в гипсокартонных листах должна быть от тридцати пяти до сорока шести беккерель на килограмм.
Ударная вязкость материла, из которого изготовлены профили окон ПВХ, по Шарпи должна быть сорок кДж/м2. Прочность материла, из которого изготовлены профили окон ПВХ, при растяжении должна быть сорок три целых пять десятых Мпа. Класс звуко-изоляции не ниже д.
Модуль упругости материала, из которого изготовлены профили окон ПВХ, при растяжении должен соответствовать значению две тысячи двести сорок два Мпа».
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе допущены технические ошибки при описании объекта закупки, такие как: «Крупность заполнителей для екоративной отделки интерьеров и фасадов зданий, мм», «П едельные отклонения», «Кон роль (метод, объем, вид регистрации)», «Водоудерживающая способность - не м нее 90 %», «Шпатлевочное покрытие после высыхания должно быть ровным, без пузырьков, тр щин и механических включений».
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком установлены противоречивые требования к товару, а именно: листы гипсокартонные ГКЛ 12,5 мм.
Согласно подпункту 13 пункта 8 Технического задания документации об Аукционе, в том числе, установлены следующие требования к листам гипсокартонным ГКЛ 12,5: «Масса одного квадратного метра гипсокартонного листа должна быть тринадцать целых двадцать пять сотых килограмм на метр квадратный. При установлении показателей использованы следующие стандарты:
Листы гипсокартонные ГКЛ 12,5 мм ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия»
ГОСТ 32614-2012 «Плиты гипсовые строительные. Технические условия»
В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» масса 1 м² листов (поверхностная плотность) должна соответствовать указанной в таблице 4.
Таблица 4 содержит следующие сведения:
Масса 1 м2 листов вида
ГКЛ ГКЛВ ГКЛО ГКЛВО
Не более 1,00 s Не более 0,80 s и не более 1,06 s
s - значение номинальной толщины листа по таблице 1
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что согласно ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» следует, что
масса 1 м²=1,00 s, масса листа гипсокартонного ГКЛ 12,5 s=12,5 кг/ м².
Согласно подпункту 13 пункта 8 технического задания документации об Аукционе, в том числе установлены следующие требования к листам гипсокартонным ГКЛ 12,5: «При испытании гипсокартонных листов на прочность при продольном изгибе при постоянном пролете (длина пролета четыреста миллиметров) гипсокартонный лист должен выдерживать нагрузку в шестьсот Ньютонов или шестьдесят килограмм силы.
При испытании гипсокартонных листов на прочность при поперечном изгибе при постоянном пролете (длина пролета четыреста миллиметров) гипсокартонный лист должен выдерживать нагрузку в сто восемьдесят ньютонов или восемнадцать килограмм силы».
В соответствии с пунктом 5.2.3 ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» установлено, что разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (l = 350 мм) должна быть не менее указанной в таблице 5. Отклонение минимального значения разрушающей нагрузки отдельного образца от требований таблицы 5 не должно быть более 10 %.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к листам гипсокартонным ГКЛ 12,5 мм.
Таким образом, вышеизложенные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 14.08.2015 был направлен запрос разъяснений положений документации об Аукционе №РД16.
Вместе с тем, разъяснение положений документации об Аукционе от 14.08.2015 №РД16, размещено Заказчиком на Официальном сайте 20.08.2015.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего разъяснения положений документации об Аукционе в установленный Законом о контрактной системе срок, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 15.2 Части I «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации об Аукционе, установлено: «Даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации установлены в части II Информационная карта аукциона».
В пункте 27 Части II «Информационная карта аукциона» документации об Аукционе, содержится следующее: «Дата начала и окончания срока приема разъяснений положений документации. В соответствии с электронной формой извещения».
Таким образом, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Учитывая изложенное, Аукционной комиссии при составлении протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе необходимо при отказе в допуске к участию в Аукционе указывать обоснование решения, в том числе, с указанием положений документации об Аукционе, которым не соответствует заявка на участие в Аукционе.
Комиссия, изучив протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 24.08.2015 № 0875100003415000056-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок), приходит к выводу, что Протокол рассмотрения заявок не содержит ссылку на положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки, которым отказано в допуске на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии нарушают часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком не установлены условия об ответственности Заказчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер пени в случаях просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 1, 2, 4, 6 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 № 502/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 34, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 26.08.2015 по делу № К–1037/15, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 26.08.2015 по делу № К–1037/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных расследований, материалы по настоящим делам для рассмотрения вопроса о возбуждении административных расследований не передавать.