Решение по делу К–902/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
ограничение количества участников путем объединения
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–902/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

27.07.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Арсенал Сервис» (далее – Заявитель) на действия  ФКУЗ «Санаторий «Алупка» МВД России» (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт помещений основного корпуса филиала  ФКУЗ «Санаторий «Алупка» МВД России» «Дружба» (номер извещения 0875100003415000056) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Приложение 5, содержащее сведения о максимальных и минимальных значениях показателей товаров, необходимых при выполнении работ,  к документации об Аукционе размещено на  официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов.

2. В документации об Аукционе установлены излишние требования к участникам Аукциона, а именно  наличие лицензии, свидетельств к определенным видам работ, что ограничивает число участников закупки.

3. В документации об Аукционе объединены в один предмет закупки работы по капитальному ремонту помещений и монтаж/обслуживание пожарной сигнализации, что ограничивает количество участников закупки.

4. В документации об Аукционе установлено, что товар «Кабельные изделия», необходимый при выполнении работ, должен соответствовать требованиями ГОСТ 16442. Вместе с тем, указанный ГОСТ является не действующим.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 08.07.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 22 296 285, 88  рублей;

4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников- 10.08.2015;

5) дата проведения Аукциона – 13.08.2015.

 

1. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно части 5.3 статьи 112 Закона о контрактной системе, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы регистрация заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Закона о контрактной системе, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 № 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010  № 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом      (далее – Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»).

На заседании Комиссии установлено, что Приложение 5, содержащее сведения о максимальных и минимальных значениях показателей товаров, необходимых при выполнении работ, документации об Аукционе, размещенное Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения поиска и копирования фрагментов текста, что нарушает часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте Приложение 5, содержащее сведения о максимальных и минимальных значениях показателей товаров, необходимых при выполнении работ, документации об Аукционе, содержащее ограничения для поиска и копирования фрагментов текста, нарушают часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 9 Информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки :

« - наличие свидетельства о регистрации электролаборатории, выданного соответствующим надзорным государственным органом, с правом проведения испытаний электроустановок потребителей;

- копию лицензии на  осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- членство в СРО и наличие допуска СРО к проведению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки являются работы по выполнению капитального ремонта помещений основного корпуса филиала  ФКУЗ «Санаторий «Алупка» МВД России» «Дружба».

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6  статьи 31 Закона о контрактной системе.

Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

 3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в один предмет закупки объединены функционально и технологически не связанные между собой виды работ, такие как: капитальный ремонт помещений и монтаж/обслуживание пожарной сигнализации, что ограничивает количество участников закупки.

Предметом закупки является капитальный ремонт помещений основного корпуса филиала  ФКУЗ «Санаторий «Алупка» МВД России» «Дружба».

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что необходимые для выполнения в рамках закупки виды работ являются единым комплексом и установлены в соответствии с потребностью Заказчика,

Вместе с тем, представителем Заявителя на Заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что объединение в один предмет закупки работ по капитальному ремонту помещений и монтажу/обслуживанию пожарной сигнализации, ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлено, что показатели товаров, используемых при выполнении работ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 16442.

Вместе с тем, из приведенных в жалобе Заявителя сведений сделать вывод о том, что требования, установленные в документации об Аукционе о соответствии показателей товаров, используемых при выполнении работ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 16442, нарушает законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не представляется возможным.

 На заседании Комиссии представителями Заявителя не представлены документы и сведения, достоверно свидетельствующие о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования о соответствии ГОСТ 16442, ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Техническим заданием документации об Аукционе установлено описание объекта закупки.

Пунктом   13 Технического   задания   документации   об    Аукционе установлены качественные и количественные характеристики поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг: «поставляемые товары, используемые при выполнении работ по контракту, должны соответствовать ГОСТ 22483 «Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования», ГОСТ 16442 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия», ГОСТ 12.007.17, ГОСТ Р МЭК 332-3 - Испытания кабелей на нераспространение горения. Испытание проводов или кабелей, проложенных в пучках, ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. Требования пожарной безопасности, ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные», ГОСТ 50827-95 «Корпуса для аппаратов, устанавливаемые в стационарные электротехнические установки бытового и аналогичного назначения. Общие требования и методы испытаний», ГОСТ 14254 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (КОД IР)», ГОСТ 52134-2003 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия», ГОСТ 23695-94 «Приборы санитарно-технические стальные эмалированные», ГОСТ 6141-91, «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен», ГОСТ 6787—90 «Плитки керамические для полов. Технические условия», ГОСТ 30673-99 «Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия», ГОСТ 30777-2012 «Устройства поворотные, откидные, поворотно-откидные, раздвижные для оконных и балконных дверных блоков», ГОСТ 538-2001 «Изделия замочные и скобяные».

При этом инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, а также не содержит надлежащего указания наименования ГОСТ, которому должен соответствовать товар, необходимый при выполнении работ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.  Признать  жалобу ООО «Арсенал Сервис» обоснованной в части размещения Приложения 5, содержащего сведения о максимальных и минимальных значениях показателей товаров, необходимых при выполнении работ,  к документации об Аукционе, на  Официальном сайте в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов, а также в части установления в составе заявки излишних требований к участникам закупки.

 2. Признать в действиях  Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 112  Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от  27.07.2015 по делу № К-902/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.