РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2017 г. по делу № ВП-640/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение Г. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях единой комиссии ГКУ "К" (далее - Единая комиссия) при проведении ГКУ "К" (далее - Заказчик), Единой комиссией запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и благоустройство Парка Победы, г. Севастополь" (номер извещения 0874200000117000090) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссией:
1. Единой комиссией неправомерно присвоены баллы заявке ООО "Г" по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участника закупки".
2. Единой комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки ООО "Г" требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе.
Представитель Заказчика в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 059 632 160 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 27.11.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений - 28.11.2017;
6) на участие в Запросе предложений подано 5 заявок от участников закупки, 3 из которых признаны соответствующими требованиям документации о Запросе предложений и Закона о контрактной системе.
7) победителем Запроса предложений признано ООО "Г" с ценой контракта 1 059 630 000 рублей;
8) 21.12.2017 Заказчиком заключен государственный контракта N 2920400768117000113 с ООО "Г" по цене - 1 059 630 000 рублей
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Единой комиссией неправомерно присвоены баллы заявке ООО "Г" по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участника закупки".
Пунктом 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений не установлены иные критерии, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о проведении Запроса предложений установлен следующий порядок оценки заявок участников Запроса предложений:
1. Цена контракта - значимость критерия 60%.
2. Квалификация участника закупки - значимость критерия 40% (далее - Критерий N 1).
В соответствии с документацией о Запросе предложений оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется с учетом следующих показателей:
"Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (далее - Показатель N 1).
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами (далее - Показатель N 2).
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами (далее - Показатель N 3).
Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации" (далее - Показатель N 4).
По Показателю N 1 оценивается: "совокупный объем, выраженный в процентном отношении к начальной максимальной цене контракта, по представленным контрактам/договорам, удовлетворяющим следующим требованиям:
работами сопоставимого характера будут являться строительно-монтажные работы, выполненные в период с 01.01.2014 до момента подачи заявки;
работами сопоставимого объема будут являться строительно-монтажные работы с ценой одного контракта/договора не менее 45% от начальной (максимальной) цены контракта;
Под успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается выполнение участником закупки в полном объеме контрактов/договоров по выполнению работ сопоставимого характера, по которым отсутствуют претензии со стороны Заказчиков к Подрядчику по объему, качеству и стоимости выполненных работ.
Наличие опыта подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к настоящей документации); заполненной формой "Исполненный контракт/договор" (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение N 4.1 к настоящей документации), копиями заключенных и исполненных контрактов/договоров на выполнение работ сопоставимого характера за период с 01.01.2014 до момента подачи заявки, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов о приемке выполненных работ, копий справок о стоимости выполненных работ и затрат, копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ).
Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является наибольшее значение показателя, при этом заказчиком установлено предельно необходимое максимальное значение, количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax >= Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Для оценки предложений по показателю заказчик устанавливает предельно необходимое максимальное количественное значение (Кпред) = 200% от нмцк".
По мнению Заявителя, Единой комиссией, неправомерно присвоены баллы заявке ООО "Г" по Показателю N 1, поскольку у победителя закупки ООО "Г" отсутствует опыт по Показателю N 1 за последние три года.
Вместе с тем, в составе заявки ООО "Г" представлено два договора с общей стоимостью более 200% от начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем Единой комиссией заявке ООО "Г" по Показателю N 1 присвоен максимальный балл.
Кроме того, по мнению Заявителя, Единой комиссией, неправомерно присвоен максимальный балл заявке ООО "Г" по Показателю N 2, поскольку у победителя закупки ООО "Г" в штате находятся пять сотрудников, вследствие чего приводит к невозможности выполнить работы по контракту.
По Показателю N 1 оценивается: "По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами", для целей начисления баллов:
- сотрудники участника закупки должны соответствовать следующим критериям: наличие высшего инженерно-строительного образования; опыт работы по специальности - согласно параметрам оценки;
Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копия штатного расписания участника; заполненная форма "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов" приложение N 5 к настоящей документации; заполненная форма "Специалисты участника" (форма заполняется для каждого специалиста) приложение N 5.1 к настоящей документации; копиями дипломов об образовании специалистов; документы или их копии, подтверждающие наличие соответствующего опыта сотрудника: копия трудовой книжки специалиста или иной(-ые) документ(ы) гражданско-правового характера; копиями документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор и, при наличии, приказ о приеме на работу".
Таким образом, участник закупки по Показателю N 2 имеет право предоставить сотрудников, находящихся в штате, а также специалистов, привлекаемых на гражданско-правовой основе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих, что Единой комиссией неправомерно присвоены баллы заявке ООО "Г" по Показателям N 1, N 2 Критерия N 1.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Единой комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки ООО "Г" требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
(В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 1 части 6 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)
Согласно пункту 1 части 6 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе информация, указанная в части 4 статьи 83 Закона о контрактной.
В соответствии со статьей 10 Закона о контрактной системе комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются.
Частью 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участником закупки, в том числе:
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 2 информационной карты документации о Запросе предложений установлены, в том числе следующие единые требования к участникам закупки:
"отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
По мнению Заявителя, в отношении участника закупки ООО "Г" Следственным комитетом по Республике Крым возбуждено уголовное дело о неуплате налогов более чем на 100 млн. руб.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
(В тексте документа допущена опечатка: имеется в виду Решение ФАС России от 07.12.2017 по делу N К-1674/17, а не 08.11.2017 N К-1540/17; и в документе, видимо, допущен пропуск текста: имеются в виду части 9, 11 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.11.2017 N К-1540/17 в действиях Заказчика выявлены нарушения частей 9, 11 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном оглашении Единой комиссией фирменных наименований, ИНН, юридических адресов участников с порядковыми номерами заявок 1 и 2 во время процедуры вскрытия конвертов, а также Заказчиком при формировании приложения N 1 к протоколу проведения Запроса предложений от 27.11.2017 для закупки N 0874200000117000090 допущена техническая ошибка при указании даты заключения договора подряда N 15/05/14 от 17.06.2014. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдано.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 9, 11 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 07.12.2017 N К-1674/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.