РЕШЕНИЕ от 10 февраля 2020 г. по делу № 50/06/3741эп/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по Московской области

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП М. (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального общеобразовательного учреждения Вербилковская средняя общеобразовательная школа (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Ц" Талдомского городского округа (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения
ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на частичный ремонт полов в здании МОУ Вербилковская СОШ (извещение N 0848300060620000004 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия

установила:

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документациями об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупок:
1) извещение о проведении Аукционе размещен на Официальном сайте - 27.01.2020;
2) начальная максимальная цена контракта - 1 637 449,74;
3) дата окончания подачи заявок - 05.02.2020;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.02.2020;
5) дата проведения Аукциона - 07.02.2020;
6) на участие в Аукционе подано 22 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 8 заявок от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано ООО "О" с предложением о цене контракта 1 007 020, 24 руб.?
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены характеристики товаров, в отношении которых участником закупки предоставляются конкретные показатели в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "возможность окрашивания", "недовод резьбы", "толщина слоя", "метод нанесения", "количество слоев", "наибольшая крупность зерен заполнителя", "стекание шпатлевки с вертикальной поверхности", "метод нанесения".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком на Официальном сайте размещен ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе изменяющий ее суть.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ответ на запрос разъяснений положений документации, об электронном аукционе от 31.01.2020 N РД3 (далее - Запрос на разъяснения) Заказчик пояснил, в том числе, что:
"участникам закупки при заполнении показателя в п. 8 "фракция" следует выбрать диапазоны значений, указанные через "тир" разделенные символом "точка с запятой" включая крайние значения".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно положениям Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, Заказчиком установлено:
"Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
Кроме того, из Запроса на разъяснения положений документации об Аукционе, Заказчик пояснил:
"п.1 показатель "подложка под паркет и ламинат" - "ширина*", п. 14 "смеси сухие для наливных полов" - "толщина слоя*" и п. 2 "ширина планки*". В графе 4 "наименование показателя товара" применен знак "*" (звездочка) который следует применять ко всем указанным значениям в графе 5 "требуемое значение показателя".
В Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, Заказчиком установлено:
"В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)".
Из Запроса на разъяснения положений документации об Аукционе, установлено, что Заказчиком по пункту 5 для товара "Олифа" по показателю "наименование" Заказчиком ошибочно указано требование "НЛ".
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены характеристики товаров, в отношении которых участником закупки предоставляются конкретные показатели в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В пункте 9 Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком для товара "винты самонарезающие" по показателю "шаг резьбы" установлено значение "не более 8,5".
В Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе установлено:
"Слова "не более" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему".
На заседании Комиссии установлено, что изТаблице N 1 положения ГОСТ 11650-80 не следует, что шаг резьбы винта самонарезающего может иметь размеры 8,5 мм.?
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком для товара "винты самонарезающие" надлежащим образом установлено значение по показателю "шаг резьба", противоречащее положениям ГОСТ и Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.02.2020 N 0848300060620000004-0 (далее - Протокол) участнику закупки (порядковый номер заявки в протоколе 5) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"В отношении поступившей заявки с идентификационным номером 106725234 комиссией единогласно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно по причине "несоответствия информации, предусмотренной пунктом 1 частью 4 статьи 67 настоящего Федерального закона, или предоставление недостоверной информации":
Участник закупки предоставил конкретные показатели товаров, не соответствующие требованиям технического задания: сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, представление которых предусмотрено извещением о проведении электронного аукциона, представление которых предусмотрено, а именно:
п.6 Шпатлевка. ГОСТ 10277-90.

Требуемый параметр
Требуемое значение
Предлагаемое значение участником

Для разбавления применяют растворители
Р-4, Р-4А или Р-5, Р-5А; 645 или 646; ксилол; уайт-спирит; скипидар
645 или 646

Предложенное значение участников в параметре "Для разбавления применяют растворитель", противоречит Инструкция. Согласно Инструкция в случае, если значение или диапазоны значений указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо представить одно из указанных значений или диапазона значений, указанных через данный символ".
На заседании Комиссии установлено, что в положениях Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, Заказчиком не установлено, как необходимо давать конкретное значение участникам закупки, в случае одновременного использование символов "запятая", "точка запятая" и союза "или", что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
Изучив заявку участника закупки, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка участника закупки соответствует требованиям документации об Аукционе по основаниям, указанным в Протоколе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует требованиям документации об Аукционе.
5. В соответствии с Протоколом участнику закупки (порядковый номер заявки в протоколе 20) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"В отношении поступившей заявки с идентификационным номером 106746031 комиссией единогласно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, предусмотренной часть 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно по причине "по причине "несоответствия информации, предусмотренной пунктом 1 частью 4 статьи 67 настоящего Федерального закона, или предоставление недостоверной информации":
Участник закупки предоставил конкретные показатели товаров, не соответствующие требованиям технического задания: сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, представление которых предусмотрено извещением о проведении электронного аукциона, представление которых предусмотрено, а именно:
п.13 Грунтовка акриловая НОРТЕКС - ГРУНТ или эквивалент

Требуемый параметр
Требуемое значение
Предлагаемое значение участником

Способ нанесения:
Краскопульт или кисть
Краскопульт или кисть

Предложенное значение участником в параметре "Способ нанесения", противоречит Инструкции.
Согласно Инструкции в случае, если значение или диапазоны значений указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазона значений, указанных через данный символ".
В пункте 13 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком для товара "грунтовка акриловая НОРТЕКС-ГРУНТ или эквивалент" по показателю "способ нанесения" установлено значение "краскопульт или кисть".
В Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, Заказчиком установлено:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе для товара "грунтовка акриловая" по показателю "способ нанесения" установлено значение, относящееся к расходным материалам и не является функциональной, качественной и технической характеристикой товара, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
Изучив заявку участника закупки, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка участника закупки соответствует требованиям документации об Аукционе по основаниям, указанным в Протоколе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП М. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 10.02.2020 N 50/06/3741эп/20 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 10 февраля 2020 г. по делу N 50/06/3741эп/20
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
на основании решения от 10.02.2020 по делу N 50/06/3741эп/20 принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ИП М. (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального общеобразовательного учреждения Вербилковская средняя общеобразовательная школа (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Ц" Талдомского городского округа (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона начастичный ремонт полов в здании МОУ Вербилковская СОШ (извещение N 0848300060620000004 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

предписывает:

1. Оператору электронной площадки в срок 2 рабочих дня с момента получения настоящего Предписания (в том числе посредством электронной почты) обеспечить возможность исполнения Заказчиком, Аукционной комиссией настоящего предписания.
2. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протоколы, составленные при осуществлении закупки, а также вернуть участникам закупки, ранее поданные ими заявки на участие в Аукционе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчику:
- привести Аукционную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 10.02.2020 по делу N 50/06/3741эп/20, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в Аукционе и дату подведения итогов Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Аукционной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе такой срок составлял не менее чем 7 рабочих дней.
5. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 24.02.2020 исполнить настоящее предписание и представить в Управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также электронной почте to50@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.