Решение по делу К–946/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–946/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

06.08.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО «Волгомост» (далее – Заявитель) на действия  Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Заказчик), Государственного казенного учреждения Самарской области «Региональный телекоммуникационный центр» (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ОАО «Единая электронная торговая площадка» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самару с выходом на автомобильную дорогу «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» городского округа Самара. I этап (очередь): от ул. Фрунзе до ул. Шоссейная включая транспортные развязки» (номер извещения 0842200002115000097) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В опубликованном на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) разъяснении Заказчик не дал разъяснений по существу запроса.

2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).

3. В документации об Аукционе установлено требование к товару,

несоответствующее требованиям ГОСТ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте – 18.05.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта –  12 811 944 360 рублей;

4) дата проведения Аукциона – 21.08.2015.

1. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На заседание Комиссии установлено, что на запрос от 28.07.2015 № 442761 Заказчиком, Уполномоченным органом в регламентированный Законом о контрактной системе срок опубликован на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе на указанный запрос от участника закупки, а также направлен ответ  в письменной форме.

При этом представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом не даны разъяснения по существу запроса.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4.         В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной  системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно пункту 2.1 Инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе «максимальные и(или) минимальные значения используемых при выполнении работ материалов для определения соответствия потребностям заказчика представлены в приложениях № 1, 4, 9 к Информационной карте документации об Аукционе.

В описании товаров, в соответствии с Приложением № 9 к Информационной карте документации об Аукционе, содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:

1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей

2) показатели, для которых указаны варианты значений.

3) показатели, значения которых не могут изменяться.

4) показатели, для которых установлены диапазоны значений.

При описании характеристик товаров:

по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения;

по второму виду показателей участники выбирают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара(ов), предлагаемых участником к использованию при выполнении работ. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать/определить несколько конкретных значений;

по третьему виду показателей участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять.

по четвертому виду показателей участник размещения заказа указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона.

В Приложении №9 к Информационной карте документации об Аукционе по каждому виду показателей предусмотрена сноска с порядковым номером показателя.

Указание конкретных показателей не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование».

Согласно Приложению 1 «Технические требования к качеству работ» документации об Аукционе необходимо указать следующие характеристики применяемого «щебня» отдельно для каждой фракции:

«- марку щебня по дробимости;

- фракцию применяемого щебня;

- вид горной породы применяемого щебня;

- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;

-группу щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;

- содержание пылевидных и глинистых частиц;

-  содержание зерен слабых пород;

- содержание глины в комках».

Приложением № 9 «Максимальные и минимальные значения, используемых при выполнении работ материалов» документации об Аукционе установлено, что содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне должно быть в соответствии с таблицей:

 

Вид породы и марка по дробимости щебня      Содержание пылевидных  и глинистых частиц, % по массе, не более  

Щебень из изверженных и метаморфических

пород марок:   

1000, 1200, 1400 

 

1

Щебень из изверженных и метаморфических

пород марок:   

св. 600 до 800 включ.             1

Щебень из осадочных пород марок:  

от 600 до 1200 включ.                                                                             

2

 

Согласно пункту 1.1.25. «Трансформаторная подстанция 2БКТПБВ-250-6/0,4-У1, КТП-100/6/0,4, КТП-250/6/0,4» Приложения 1 «Технические требования к качеству работ» документации об Аукционе необходимо указать, в том числе:

«Температура нагрева токоведущих частей КТП (главных цепей) при воздействии токов короткого замыкания1:

От плюс 150 °C до плюс 250 °C - для металлических токоведущих частей (кроме алюминиевых), соприкасающихся с изоляцией, при этом ее разрушение или повреждение не допускаются;

От плюс 150 °C до плюс 300 °C - для токоведущих частей из меди и ее сплавов, не соприкасающихся с изоляцией;

От плюс 150 °C до плюс 200 °C - для токоведущих частей из алюминия.

Шкафы РУНН должны выдерживать, от 1000 до 5000 открываний и закрываний дверей1.

Температура нагрева в нормальном режиме нетоковедущих частей КТП, к которым можно прикасаться при эксплуатации (листы приборные, крышки), от 0°C до +70°C1;

По условиям механической прочности присоединения проводов к зажимам или аппаратам вспомогательные цепи КТП должны выполняться проводами с медными жилами сечением1:

От 0,75 мм2до 1,5 мм2- для однопроволочных жил, присоединяемых к винтовым зажимам,

От 0,5 мм2до 1,5 мм2- для однопроволочных жил, присоединенных пайкой,

От 0,35 мм2 до 1,5 мм2 - для многопроволочных жил, присоединенных пайкой или под винт с помощью специальных наконечников».

Вместе с тем инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно Приложению 9 документации об Аукционе «кабели должны быть стойкими к воздействию относительной влажности воздуха до 98% при температуре окружающей среды  от 0°С до +35 °С1 », а также документацией об Аукционе установлено условие о соответствии кабелей требованиям ГОСТ 16442-80.

Согласно пункту 2.1 Инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе «максимальные и(или) минимальные значения используемых при выполнении работ материалов для определения соответствия потребностям заказчика представлены в приложениях № 1, 4, 9 к Информационной карте документации об Аукционе.

В описании товаров, в соответствии с Приложением № 9 к Информационной карте документации об Аукционе, содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны, в том числе, показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. При описании характеристик товаров: по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения»

Согласно ГОСТ 16442-80 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией» кабели должны быть стойкими в том числе, к воздействию температуры окружающей среды до плюс 50°C, к воздействию температуры окружающей среды до минус 50°C, к воздействию относительной влажности воздуха до 98 % при температуре окружающей среды до плюс 35 °C».

На заседание Комиссии Заявителем представлены сведения, подтверждающие, что вышеуказанный показатель стойкости определен нормативными документами диапазонным значением, в связи с чем не подлежит конкретизации.

Следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование к указанию конкретного значения показателя стойкости, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать  жалобу ОАО «Волгомост» обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, а также установления неправомерных требований к показателю стойкости кабеля.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 06.08.2015 № К–946/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.