РЕШЕНИЕ от 17 сентября 2018 г. по делу N 18/44/99/431 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2018 г. по делу N 18/44/99/431 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотревобращение ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "Д" (далее - Уполномоченный орган), Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Ф", с. Чурапча, Республика Саха (Якутия). Общежитие студентов ЧГИФКиС на 200 мест со столовой на 100 посадочных мест в с. Чурапча (I очередь)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0573100031518000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,

установила:


В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе помимо конкретных показателей ряда товаров, используемых при выполнении работ, показателей результатов испытаний и технологических процессов изготовления указанных товаров;
2. В документации об Аукционе в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого вслучае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлен объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта;
3. В документации об Аукционе в нарушение положений Постановления N 570 не установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 21.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 326 357 431,32 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.09.2018;
5) в соответствии с частью 16 статьи 51 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе помимо конкретных показателей ряда товаров, используемых при выполнении работ, показателей результатов испытаний и технологических процессов изготовления указанных товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Предусмотренные настоящим разделом конкретные показатели указываются участником закупки в соответствии с файлом "Приложение N 1 к Техническому заданию" к документации об аукционе (размещено в единой информационной системе отдельным файлом)".
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Техническое задание) содержатся, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- пункт N 40 "Пенополистиролэкструдированный": "Теплопроводность при (25+/-5)0С, Вт/(м*К), 0,029";
- пункт N 54 "Гидроизоляционный материал": "Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг/кв. м, не менее 1,5";
- пункт N 55 "Гидроизоляционный материал": "температура гибкости на брусе R=25 мм -200С; Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг/кв. м, не менее 2,0";
- пункт N 99 "Шпатлевка": "Время высыхания при 20,0 °С не более 2 часов".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей результатов испытаний и показателей технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ, а также сведений о показателях химического состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый для выполнения работ, для представления подробных сведений о показателях химического состава товаров, результатов испытаний товаров и показателях технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе требования об указании в составе заявок сведений о показателях результатов испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, о показателях химического состава товаров, используемых при выполнении работ, не соответствуют части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 570 установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Пунктом 3.1.37 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлены виды объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту. При этом, установлено, что "Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта".
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 21.08.2018.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе в нарушение положений Постановления N 570 не установлены видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 3.1.37 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит требование о необходимости самостоятельного выполнения работ без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, перечень которых установлен в соответствии с Постановлением N 570 и техническим заданием документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1169 по результатам рассмотрения жалобы ООО "С" в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта;
- части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащего срока возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно в течение 15 банковских дней со дня подписания акта приемки объекта капитального строительства;
- частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом условий ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя), а также заказчика за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования об указании в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений о знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия


решила:


1. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения частей 5, 7, 27 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1169 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.