Решение о нарушении законодательства о контрактной системе по делу № 44-4925/17

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

порядок оценки
отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

Решение
о нарушении законодательства о контрактной системе по делу № 44-4925/17

11.12.2017Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГУП «Всероссийский НИИ метрологии им. Д.И. Менделеева» (далее – Заказчик):
ООО «Охранное предприятие «АГЕМА» (далее – Заявитель):           
рассмотрев жалобу заявителя (вх. № 28906-ЭП/17 от 04.12.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению комплекса мер, направленных на защиту материального имущества ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» (далее – конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения № 0572100005317000397. Начальная (максимальная) цена контракта – 8 475 999,96 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе в части рассмотрения конкурсной заявки участника закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 20.11.2017 №ПВК1, конкурсная комиссия Заказчика указала на основании формы «Конкурсное предложение» по показателю «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки» сведения о наличии у ООО «СТАРК-СПБ» количества транспортных средств: 3 шт.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.11.2017 №ПРО1, оценке подлежали 5 транспортных средств, сведения о которых указаны в конкурсной заявке ООО «СТАРК-СПБ».
В разделе 1.4 Части I документации о закупке Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, которая содержит, в том числе следующий порядок заполнения заявки: «1.4.1.2. ФОРМА «КОНКУРСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ по форме №1(Часть III ОБРАЗЦЫ ФОРМ конкурсной документации).
- Форма «Конкурсное предложение» (далее – форма заявки) является обязательной и заполняется по всем указанным позициям. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника в соответствии с ч.3 ст.53 федерального закона №44-ФЗ.
- Форма «Конкурсное предложение» оформляется на бланке участника закупки (при наличии) с указанием даты и исходящего номера.
- Пункт 1 формы №1 заявки заполняется участником закупки в соответствии с учредительными документами юридического лица и в соответствии с удостоверяющими документами физического лица.
- В пункте 2 формы №1 заявки указывается предложение участника закупки, в соответствии с требованиями раздела 2.39 ЧАСТИ II Конкурсной Документации.
- Информация пункта 3 формы №1 заявки включается по усмотрению участника.
- Требования, установленные заказчиком в пункте 14 формы №1 заявки, подтверждаются документально. Наименование и количество листов подтверждающих документов указываются непосредственно в описи документов.
1.4.1.4.Формы №3, №4, №5, №6 заявки на участие в закупке предусматривают заполнение участником необходимой для оценки заявки информации. Участник указывает количество листов данных приложений и состав данных приложений.
-Не заполнение Форм №3, №4, №5, №6 не является причиной для отклонения заявки участника.
-Комиссией заказчика не будет производиться оценка по критерию, форма по которому будет не заполнена участником закупки и (или) информация, указанная в форме не подтверждена копиями документов.».
Согласно пп. 4 п. 2.39 Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки»: «Оценивается предложение участника закупки по обеспеченности транспортными средствами, имеющими специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки.
Для подтверждения наличия у участника конкурса обеспеченности материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки участник заполняет №6 к Части III форму «Обеспеченность материально-техническими ресурсами».
Сведения, указанные в форме «Обеспеченность материально-техническими ресурсами», должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов:
- договоров купли-продажи, аренды (лизинга) транспортных средств (с приложением актов приема-передачи транспортных средств) или копиями паспортов транспортных средств.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику закупки, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи, и знаки, согласованные с органами внутренних дел.
Предложение участника, содержащее сведения о количестве транспортных средств ≤ 2 оценивается в 0 баллов.
Порядок оценки:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.».
Формы № 1 «Конкурсное предложение» и  № 6 «Обеспеченность материально-техническими ресурсами» установлены Заказчиком в Части III документации о закупке.
ООО «СТАРК-СПБ» в составе конкурсной заявки в соответствии с требованиями инструкции представило форму № 6 «Обеспеченность материально-техническими ресурсами», которая содержит указание на наличие у участника закупки 5 транспортных средств, соответствующих требованиям документации о закупке.
В соответствии с инструкцией по заполнению конкурсной заявки Форма № 1 «Конкурсное предложение» в п. 2 должна содержать предложение участника закупки, в соответствии с требованиями раздела 2.39 ЧАСТИ II Конкурсной Документации.
ООО «СТАРК-СПБ» в п. 2 Формы № 1 «Конкурсное предложение» указало следующее: «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у него транспортных средств, имеющих специальную раскраску и информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел, и указывающие на принадлежность транспортных средств участнику закупки: шт, 3.».
Следовательно, Форма № 1 «Конкурсное предложение», представленная ООО «СТАРК-СПБ» в составе заявки не соответствует предложению участника закупки в соответствии с п. 2.39 Части II документации о закупке, что противоречит требованиям инструкции по заполнению конкурсной заявки.
На основании изложенного, в действиях конкурсной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе в части неправомерного признания конкурсной заявки ООО «СТАРК-СПБ» соответствующей требованиям документации о закупке (инструкции по заполнению конкурсной заявки).
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на рассмотрение его конкурсной заявки по показателю «Деловая репутация» не в соответствии с конкурсной документацией.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пп. 3 п. 2.39 Части II документации о закупке, Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю «Деловая репутация участника закупки»: «Коэффициент значимости (КЗ) = 0,1
Максимальная оценка по показателю – 10 баллов.
Оценивается предложение участника по общему количеству:
положительных отзывов заказчиков по исполненным контрактам (договорам) по оказанию услуг сопоставимого характера за три года, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе и по действующим контрактам (учитывается не более одного положительного отзыва по одному и тому же контракту),
- рекомендательных писем /отзывов из Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области или структур МВД,
-публикаций в СМИ,
- документов, подтверждающих членство участника в общественных объединениях на профессиональной основе. 
Для подтверждения наличия у участника конкурса деловой репутации участник заполняет приложение №5 к Части III форму «Сведения о деловой репутации».
Сведения, указанные в форме «Сведения о деловой репутации», должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих документов:
- положительные отзывы по контрактам/договорам
- рекомендательные письма/отзывы о работе охранного предприятия, в том числе из Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области или структур МВД.
- документы, подтверждающими членство в общественных объединениях на профессиональной основе (свидетельствами, протоколами и т.д.)
-статьи периодических печатных изданий, скриншоты страниц в сети Интернет.
Максимальное значение по предложению присваивается участнику, представившему в составе заявки максимальное количество сведений и /или копий документов, указанных в предыдущем абзаце.
Предложение участника не содержащее информацию и рекомендательные письма/отзывы о работе охранного предприятия из Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области или структур МВД оценивается в 0 баллов.
Порядок оценки:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.».
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.11.2017 №ПРО1, конкурсной заявке Заявителя по показателю «Деловая репутация участника закупки» присвоено 0 баллов.
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что в заявке отсутствуют рекомендательные письма/отзывы о работе охранного предприятия из Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области или структур МВД.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
В соответствии с п. 3.37 Административного регламента в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем повторного рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о  контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Охранная организация «АГЕМА» частично обоснованной в части довода о рассмотрении конкурсной заявки участника закупки не в соответствии с документацией о закупке и законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 3.37 Административного регламента в части доводов по обжалованию положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок рассмотрение жалобы не проводится.
4. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по делу № 44-4925/17


11.12.2017                                                                                   Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок  (далее – Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу № 44-4925/17 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику – ФГУП «Всероссийский НИИ метрологии им. Д.И. Менделеева – и его конкурсной комиссии устранить нарушение ч. 3        ст. 53 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.11.2017 №ПРО1, составленный в ходе проведения закупки с номером извещения № 0572100005317000397;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания  на официальном сайте повторно рассмотреть заявки на участие в открытом конкурсе с номером извещения № 0572100005317000397, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения  № 0572100005317000397 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования настоящего предписания на официальном сайте единой информационной системы.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.