РЕШЕНИЕ от 3 ноября 2020 г. по делу № 20/44/105/1901 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

ограничение количества участников путем объединения
иное

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия МП города Нижнего Новгорода "Инженерные Сети" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города Нижнего Новгорода (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0532600001320000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно в один объект закупки включено выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов и поставка шкафов управления наружным освещением.
2. Заказчиком в Конкурсной документации указана недостоверная информация в отношении источника финансирования закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 17.09.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 502 635 452,93 рубля;
3) источник финансирования - Субсидия из бюджета города Нижнего Новгорода на финансовое обеспечение расходов по оплате энергосервисного контракта; КБК - 133 0503 7779945020 812 1 1 101 641 244 700;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.11.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно в один объект закупки включено выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов и поставка шкафов управления наружным освещением.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории города Нижнего Новгорода.
В рамках энергосервисного контракта необходимо, в том числе осуществить поставку и монтаж шкафов управления наружным освещением.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные товары являются необходимыми для нормального функционирования системы наружного освещения, и являются неотъемлемой частью объекта закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации указана недостоверная информация в отношении источника финансирования закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно извещению о проведении Конкурса источником финансирования закупки является субсидия из бюджета города Нижнего Новгорода на финансовое обеспечение расходов по оплате энергосервисного контракта.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком указана недостоверная информация в отношении источника финансирования закупки, поскольку по мнению Заявителя указанная субсидия Заказчику не выдавалась.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с утвержденным бюджетом города Нижнего Новгорода, утвержденного Решением городской Думы Нижнего Новгорода от 18.12.2019 N 222 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов", предусмотрена субсидия юридическим лицам (кроме некоммерческий организаций).
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
3. Решением Комиссии ФАС России от 19.10.2020 по делу N 20/44/105/1792 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации условия об ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- пункта 11 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации ненадлежащим образом условия об одностороннем отказе от заключения контракта.
На основании Решения Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений при заключении государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "Т" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.10.2020 по делу N 20/44/105/1792, предписание по данному делу не выдавать
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 19.10.2020 по делу N 20/44/105/1792, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.