РЕШЕНИЕ от 26 марта 2020 г. по делу № 077/06/57-5376/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.Д.,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Н.,
при участии представителя ФГБУ "ФА" Минздрава России: Р. (доверенность N 05/Ц-150 от 03.02.2020),
а также в отсутствие представителей ООО "ФБ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N АК/14938/20 от 23.03.2020),
рассмотрев жалобу ООО "ФБ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФА" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (очевидно опечатка – следует читать конкурс) на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ФГБУ "ФА" Минздрава России (Закупка N 0373400007720000003) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.03.2020 N АК/14938/20 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В своей жалобе Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
П.8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 1085) с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
Комиссией Управления установлено, что порядком оценки заявок участников закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" предусмотрены следующие положения: Величина значимости показателя критерия: 50%. Коэффициент значимости показателя критерия = 0,5. В рамках показателя оценивается предложение участника закупки по количеству сотрудников, прошедших профессиональную подготовку необходимую для оказания услуг по предмету открытого конкурса.
Наличие у исполнителя сотрудников, прошедших профессиональную подготовку необходимую для оказания услуг по предмету открытого конкурса подтверждается:
- штатные сотрудники: выписка из штатного расписания + копии трудовых книжек, трудовых договоров + копии действующих медицинских книжек + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" с приложением действующего сертификата или "Лечебное дело" с приложением действующего сертификата или "Акушерское дело" с приложением действующего сертификата, или копии свидетельств государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. N 2н.
- привлеченные сотрудники: копии гражданско-правовых договоров + копии действующих медицинских книжек + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело", или копии свидетельств государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. N 2н;
Суммируется количество сотрудников для которых предоставлен полный пакет документов: для штатного сотрудника это выписка из штатного расписания + копия трудовой книжки, трудового договора + копия действующей медицинской книжки + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело", или копия свидетельства государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. N 2н;
для привлеченного сотрудника это копия гражданско-правового договора + копия действующей медицинской книжки + копия диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело", или копия свидетельства государственного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоенной квалификацией "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" подтверждающих прохождение обучения в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 г. N 2н.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Рекомендуемая форма предоставления информации: Приложение N 2 к Приложению "Критерии и порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки".
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi=КЗх100х(Кi/Кmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя, Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику конкурса, который не предоставил в составе своей заявки информации по Приложению N 2, либо представил сведения, содержащие не все требуемые данные, указанные в показателе;
- участнику конкурса, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие, предоставленные сведения о наличии специалистов, указанных в показателе.
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлено неправомерное требование о представлении копии диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело" с приложением действующего сертификата.
По мнению Заявителя, требование о представлении действующего сертификата является неправомерным, поскольку наличие медицинского сертификата о профессиональной квалификации медицинской сестры регламентировано приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (далее - приказ Минздрава России N 982н) и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2016 N 83 "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (далее - приказ Минздрава России N 83).
Комиссия Управления отмечает, что требования к профессии младшего медицинского персонала утверждены Приказом Минтруда России N 2н.
Так, согласно положениям названного приказа к должности младшей медицинской сестры по уходу за больными предъявляются требования к наличию следующего образования:
- среднее общее образование и профессиональное обучение по должности "Младшая медицинская сестра по уходу за больными";
- среднее профессиональное образование по специальностям "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" - образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности "Младшая медицинская сестра по уходу за больными".
Вместе с тем положениями Приказа Минтруда России N 2н данные специалисты освобождены от обязательной сертификации и аккредитации.
В то же самое время приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н предъявляет требования к должностям "Медицинская сестра, старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра патронажная, медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, медицинская сестра стерилизационной, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - медицинская сестра, заведующий здравпунктом - медицинская сестра, заведующий кабинетом медицинской профилактики - медицинская сестра" о наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" с необходимостью дополнительной профессиональной переподготовки по специальности "Сестринское дело" при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", а также предъявлены требования к повышению квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности.
При этом условия и порядок выдачи действующего сертификата медицинской сестры регламентирован приказом Минздрава N 982н.
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона об образовании федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
В частности Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 502 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 34.02.01 "Сестринское дело". Согласно разделу III "Характеристика подготовка специальности" по результатам освоения среднего профессионального образования присваивается квалификация "Медицинская сестра/медицинский брат". В то же самое время согласно п. 4.3.4 Приказа Минобрнауки России N 502 установлено, что медицинская сестра/медицинский брат (базовой подготовки) готовится к выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, указанных в приложении к ФГОС СПО, которое в свою очередь устанавливает профессию "Младшая медицинская сестра по уходу за больными". Аналогичные положения содержат ФГОС СПО по специальностям "Акушерское дело" и "Лечебное дело".
Иными словами, в рамках освоения основной программы профессионального обучения по специальностям "Сестринское дело", "Акушерское дело" и "Лечебное дело" профессия "Младшей медицинской сестры по уходу за больными" подлежит освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена. Таким образом, имея диплом о наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" без действующего сертификата, медицинский работник имеет право оказывать услуги по должности "младшая медицинская сестра по уходу за больными", поскольку данная профессия не подлежит подтверждению каждые 5 лет с получением сертификата.
Таким образом, порядком оценки конкурсных заявок предусмотрена оценка специалистов, не относящихся к младшему медицинскому персоналу, а именно установлены положения в части оценки образования, не отвечающего уровню должностей, необходимых в рамках оказания услуг по контракту, а именно: положения порядка оценки о необходимости представления копий дипломов о среднем профессиональном образовании по специальностям "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело" с приложением действующего сертификата указывают на должности среднего медицинского персонала, в то время как предметом закупки является оказание услуг по выполнению функций младшего медицинского персонала в ФГБУ "ФВ" Минздрава России, что подразумевает оказание услуг исключительно младшим медицинским персоналом, к которому законодательно не предъявлены требования к сертификации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе содержит неправомерное требование о представлении действующего сертификата при условии приложения в составе заявки копии диплома о среднем профессиональном образовании по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "ФБ" на действия ФГБУ "ФА" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 марта 2020 г. по делу N 077/06/57-5376/2020
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.Д.,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Н.,
на основании решения Комиссии от 26.03.2020 по делу N 077/06/57-5376/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ФА" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФБ" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ФГБУ "ФБ" Минздрава России (Закупка N 0373400007720000003) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

предписывает:

1. Заказчику при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе не учитывать требования порядка оценки о представлении действующего сертификата при условии приложения в составе заявок копий дипломов о среднем профессиональном образовании по специальностям "Сестринское дело" или "Лечебное дело" или "Акушерское дело" в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 26.03.2020 по делу N 077/06/57-5376/2020.
2. Заказчику, Конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 26.03.2020 по делу N 077/06/57-5376/2020.
3. Заказчику в срок до 25.04.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 26.03.2020 по делу N 077/06/57-5376/2020 может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.