РЕШЕНИЕ от 20 ноября 2018 г. по делу № 07-24-30876/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по Московской области

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу № 07-24-30876/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление),
рассмотрев жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "М" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на комплексное техническое обслуживание зданий и сооружений (извещение N 0373200197818000078 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
 
установила:


 В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Заказчиком, утвердившим документацию об Аукционе, несоответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено на Официальном сайте - 05.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 926 702,20 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 21.11.2018;
4) дата проведения Аукциона - 26.11.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что Заказчик обязан разместить информацию о закупке на Официальном сайте без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком на Официальном сайте размещено техническое задание документации об Аукционе в формате "Adobe Acrobat Document (.PDF)" без возможности поиска и копирования произвольного фрагмента текста, а также копирования текста в неизменном виде.
На заседании Комиссии установлено, что список применяемых материалов, необходимых при выполнении работ (техническое задание документации об Аукционе), размещенный Заказчиком на Официальном сайте, не обеспечивает поиск и копирование фрагментов текста, что не позволяет составить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В Техническом задании документации об Аукционе для товара пункт 71 "Болты с гайками и шайбами. Тип 1. ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", ГОСТ Р ИСО 8992-2011 "Изделия крепежные", ГОСТ 15523-70 "Гайки шестигранные высокие класса точности В. Конструкция и размеры, ГОСТ 24705-2004 "Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры", ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия" по показателю "Гайка" установлено значение "30,24;27,16,20 мм", по показателю "Высота" установлено значение "26;19;29;22;32;24;36 мм".
В пункте 174 наименование товара "Клапан предохранительно-запорный Д-100 мм. КПЗ-50Н" При этом, Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения, согласно которым:
"Уважаемые участники закупки!
Обратите внимание, Заказчиком внесены изменения в "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме".
Вместе с тем, в разъяснениях размещена таблица, согласно которой для товара пункт 71 "Болты с гайками и шайбами. Тип 1. ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", ГОСТ Р ИСО 8992-2011 "Изделия крепежные", ГОСТ 15523-70 "Гайки шестигранные высокие класса точности В. Конструкция и размеры, ГОСТ 24705-2004 "Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры", ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия" по показатель "Гайка" изменен на "Высота гайка", вместе с тем, показатель "Высота" удален.
В пункте 174 наименование товара изменено на "Клапан предохранительно-запорный".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В разделе III "Техническая часть" документации об Аукционе, Заказчиком установлена инструкция в соответствии с распоряжением комитета по Конкурентной политике Московской области от 16 октября 2017 г. N 28-01-40/17.
Вместе с тем, в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком размещена инструкция, содержащая в себе, такие требования как:
"Если в столбце номер четыре присутствуют слова "в пределах", Участник должен указать конкретное значение, включая крайние, вне зависимости от используемых символов;
При требовании характеристик, относящихся к классам безопасности и т.п., следует понимать, что указание максимального или минимального значения класса означает значение по цифровой шкале, а не по снижению класса опасности (например: при требовании значения "3", к более относится "4", к менее "2";
Если в приложении N 1 в требуемом значении присутствуют слова "в диапазоне", "диапазон", "интервал" то значение нужно указывать в виде диапазона, который соответствует выбранной марке или группе, или типу материала, в соответствии с правилами чтения слова, знаков, символов настоящей инструкции. Температурные интервалы должны быть указаны в виде интервала;
Если в приложении N 1 в требуемом значении присутствуют слова "в интервале", то значение нужно указывать в виде конкретного значения;".
Таким образом, инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет должным образом заполнить заявку на участие в аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как:
- по товару пункт 42 "Гидростеклоизол ТПП или эквивалент" показатель "Масса 1 м2 материала, кг";
- по товару пункт 57 "Переход стальной. ГОСТ 17378-2001 Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали" показатели "Толщина стенки S"; "Толщина стенки S1";
- по товару пункт 54 "Хомуты тип 1. ГОСТ 17679-80 Хомуты, облегченные для крепления трубопроводов и кабелей" показатели "Размер D"; "Размер B".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия


 решила:


 1. Признать жалобу ООО "Э" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2, части 5 статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы делам от 19.11.2018 N 07-24-30876/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 


 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу N 07-24-30876/16
 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 


Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление, Комиссия),
на основании решения от 20.11.2018 по делу N 07-24-30876/18, принятого Комиссией по итогам рассмотрения ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "М" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на комплексное техническое обслуживание зданий и сооружений (извещение N 0373200197818000078 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
 предписывает:
 1. Оператору электронной площадки в срок 3 рабочих дня с момента получения настоящего предписания (в том числе посредством электронной почты):
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии в срок 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания (в том числе посредством электронной почты):
- отменить все протоколы, составленные в ходе определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 20.11.2018 по делу N 07-24-30876/18 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 20.11.2018 по делу N 07-24-30876/18.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 03.12.2018 исполнить настоящее предписание и представить в Управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также электронной почте to50-@fas.gov.ru, to50-nersisyan@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.