РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу № 07-24-30876/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление),
рассмотрев жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "М" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на комплексное техническое обслуживание зданий и сооружений (извещение N 0373200197818000078 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Заказчиком, утвердившим документацию об Аукционе, несоответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено на Официальном сайте - 05.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 926 702,20 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 21.11.2018;
4) дата проведения Аукциона - 26.11.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что Заказчик обязан разместить информацию о закупке на Официальном сайте без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком на Официальном сайте размещено техническое задание документации об Аукционе в формате "Adobe Acrobat Document (.PDF)" без возможности поиска и копирования произвольного фрагмента текста, а также копирования текста в неизменном виде.
На заседании Комиссии установлено, что список применяемых материалов, необходимых при выполнении работ (техническое задание документации об Аукционе), размещенный Заказчиком на Официальном сайте, не обеспечивает поиск и копирование фрагментов текста, что не позволяет составить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В Техническом задании документации об Аукционе для товара пункт 71 "Болты с гайками и шайбами. Тип 1. ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", ГОСТ Р ИСО 8992-2011 "Изделия крепежные", ГОСТ 15523-70 "Гайки шестигранные высокие класса точности В. Конструкция и размеры, ГОСТ 24705-2004 "Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры", ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия" по показателю "Гайка" установлено значение "30,24;27,16,20 мм", по показателю "Высота" установлено значение "26;19;29;22;32;24;36 мм".
В пункте 174 наименование товара "Клапан предохранительно-запорный Д-100 мм. КПЗ-50Н" При этом, Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения, согласно которым:
"Уважаемые участники закупки!
Обратите внимание, Заказчиком внесены изменения в "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме".
Вместе с тем, в разъяснениях размещена таблица, согласно которой для товара пункт 71 "Болты с гайками и шайбами. Тип 1. ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", ГОСТ Р ИСО 8992-2011 "Изделия крепежные", ГОСТ 15523-70 "Гайки шестигранные высокие класса точности В. Конструкция и размеры, ГОСТ 24705-2004 "Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры", ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия" по показатель "Гайка" изменен на "Высота гайка", вместе с тем, показатель "Высота" удален.
В пункте 174 наименование товара изменено на "Клапан предохранительно-запорный".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В разделе III "Техническая часть" документации об Аукционе, Заказчиком установлена инструкция в соответствии с распоряжением комитета по Конкурентной политике Московской области от 16 октября 2017 г. N 28-01-40/17.
Вместе с тем, в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком размещена инструкция, содержащая в себе, такие требования как:
"Если в столбце номер четыре присутствуют слова "в пределах", Участник должен указать конкретное значение, включая крайние, вне зависимости от используемых символов;
При требовании характеристик, относящихся к классам безопасности и т.п., следует понимать, что указание максимального или минимального значения класса означает значение по цифровой шкале, а не по снижению класса опасности (например: при требовании значения "3", к более относится "4", к менее "2";
Если в приложении N 1 в требуемом значении присутствуют слова "в диапазоне", "диапазон", "интервал" то значение нужно указывать в виде диапазона, который соответствует выбранной марке или группе, или типу материала, в соответствии с правилами чтения слова, знаков, символов настоящей инструкции. Температурные интервалы должны быть указаны в виде интервала;
Если в приложении N 1 в требуемом значении присутствуют слова "в интервале", то значение нужно указывать в виде конкретного значения;".
Таким образом, инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет должным образом заполнить заявку на участие в аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В техническом задании документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как:
- по товару пункт 42 "Гидростеклоизол ТПП или эквивалент" показатель "Масса 1 м2 материала, кг";
- по товару пункт 57 "Переход стальной. ГОСТ 17378-2001 Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали" показатели "Толщина стенки S"; "Толщина стенки S1";
- по товару пункт 54 "Хомуты тип 1. ГОСТ 17679-80 Хомуты, облегченные для крепления трубопроводов и кабелей" показатели "Размер D"; "Размер B".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Э" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2, части 5 статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы делам от 19.11.2018 N 07-24-30876/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 ноября 2018 г. по делу N 07-24-30876/16
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление, Комиссия),
на основании решения от 20.11.2018 по делу N 07-24-30876/18, принятого Комиссией по итогам рассмотрения ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "М" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на комплексное техническое обслуживание зданий и сооружений (извещение N 0373200197818000078 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
предписывает:
1. Оператору электронной площадки в срок 3 рабочих дня с момента получения настоящего предписания (в том числе посредством электронной почты):
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии в срок 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания (в том числе посредством электронной почты):
- отменить все протоколы, составленные в ходе определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 20.11.2018 по делу N 07-24-30876/18 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 20.11.2018 по делу N 07-24-30876/18.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 03.12.2018 исполнить настоящее предписание и представить в Управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также электронной почте to50-@fas.gov.ru, to50-nersisyan@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.