РЕШЕНИЕ от 30 октября 2020 г. по делу № 077/06/57-18538/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.С.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Н.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
представители ГКУ "ДЗ ЖКХИБ ЮАО, ГБУЗ "ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ" участвовали посредством конференц-связи,
представители ГБУ "Ж", о времени и порядке заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. N ПО/60071/20 от 28.10.2020, в рассмотрении жалобы не участвовали,
рассмотрев жалобу ГБУЗ "ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ"
(далее - Заявитель) на действия ГБУ "Ж" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание медицинских услуг по проведению психиатрического освидетельствования с электроэнцефалографическим исследованием работников ГБУ "Ж" в 2021 году (Закупка N 0373200086720000819) (далее - электронный конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ПО/60071/20 от 28.10.2020.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно доводу жалобы Заказчиком в конкурсной документации, а именно в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме и в п. 15.1 информационной карты конкурсной документации неправомерно установлено требование о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В силу ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
На заседании Комиссии Управления установлено, что положениями обжалуемой документации и извещения установлено требование о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем, согласно пп. 7 п. 23 информационной карты конкурсной документации от 19.10.2020 вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является оказание услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования с электроэнцефалографическим исследованием работников.
В соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится в том числе организация проведения медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" утверждены правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
Так, в соответствии с п. 3 и п. 4 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем, а также освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.
Таким образом вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
При этом Комиссия Управления отмечает, что, например, в соответствии перечнем медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих психиатрическую помощь, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов)", утвержденным Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.09.2017 N 628 в следующих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих психиатрическую помощь, приказом руководителя медицинской организации создаются врачебные комиссии:
1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы".
2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы".
3. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Психиатрическая больница N 13 Департамента здравоохранения города Москвы".
4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Психоневрологический диспансер N 22 Департамента здравоохранения города Москвы".
Вместе с тем данные медицинские организации по предмету своей деятельности не могут относится к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, с учетом объекта закупки и специфики законодательства, действующего в его отношении, а также вышеуказанного перечня медицинских организаций, обладающих специальной правоспособностью, необходимой для оказания требуемых услуг, установление вышеназванного ограничения и, как следствие, соответствующего требования к составу вторых частей заявок является неправомерным.
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что допущенные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно 29.10.2020 путем внесения изменений в документацию.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация составлена в нарушение п. 4 ст. 42, п.4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ГБУЗ "ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ" на действия ГБУ "Ж" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ст. 42 и п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.