РЕШЕНИЕ от 7 апреля 2020 г. по делу № 077/06/57-5972/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.Д.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ООО "И": К.В. (доверенность N 0304-2 от 03.04.2020), К.Н. (доверенность N 0304-1 от 03.04.2020)
ГБУЗ "ДА":
С.В. Краско (доверенность N 49 от 19.11.2019),
рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДБ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений лечебного учреждения города Москвы (Закупка N 0373200597920000011) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.04.2020 N АК/17341/20 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок оценки заявки Заявителя по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
П.8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п. 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В силу ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по нестомостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссией Управления установлено, что порядком оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" предусмотрены следующие положения: Значимость показателя: 100%. Коэффициент значимости показателя (КЗ): 1.
Содержание: Заказчиком оценивается предложение участника об объемах (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях) успешно исполненных участником государственных и/или муниципальных контрактов и/или гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, или контрактов (договоров), финансируемых полностью или частично за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, (далее - контракт) сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующие дате окончания подачи заявок на участие в настоящей закупке.
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается следующими документами:
- копия ранее исполненного контракта на выполнение работ сопоставимого характера и объема;
- копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ, Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, позволяющие определить стороны контракта, дату заключения контракта, предмет контракта, стоимость контракта, подписи и печати.
Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Датой исполнения контракта считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контрактов в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Под работами сопоставимого характера и объема понимаются работы по разработке проектно-сметной документации по объектам капитального строительства на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию, а именно: зданий жилищно-гражданского назначения, стоимость которых по одному контракту составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта по данной закупке. К оценке не принимается опыт исключительно по разработке проектной (без сметной) документации или исключительно по разработке сметной (без проектной) документации.
Порядок оценки: Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с п. 23 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, не имеющему опыта выполнения работ сопоставимого характера, в том числе за требуемый период, либо в составе заявки которого отсутствуют сведения об опыте выполнения работ, подтвержденном приложенными документами (копиями контрактов (договоров) и актами выполненных работ).
Максимальным признается предложение участника закупки, в заявке которого представлены сведения о выполненных работах сопоставимого характера с наибольшей суммарной стоимостью, подтвержденные приложенными документами (копиями контрактов (договоров), актами выполненных работ и иными документами), подтверждающими выполнение работ сопоставимого характера за указанный период.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - сведения участника закупки по показателю "опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера" (суммарная стоимость выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемая в рублях), заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальные сведения по показателю "опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера" (суммарная стоимость выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемая в рублях), из сведений по показателю критерия оценки, представленных участниками закупки.
В составе жалобы Заявитель указывает, что конкурсной комиссией Заказчика неправомерно не оценены сведения, представленные в составе заявки Заявителя по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера", поскольку в составе заявки Заявителем представлены сведения о 4 договорах, соответствующие установленному порядку оценки заявок, при этом согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.03.2020 N ПРОII1 по оспариваемому показателю конкурсной комиссией Заказчика присвоено заявке Заявителя 5,39 балла.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки Заявителя представлены сведения о 4 договорах, 3 из которых не соответствуют установленному в конкурсных документациях порядку оценки заявок, а именно:
- договор N 9-л_2018-СУБ-1 от 27.03.2018, поскольку в соответствии со сведениями, опубликованными на сайте Единой информационной системы, к Исполнителю по контракту применены штрафные санкции со стороны Заказчика.
- договоры N 16/16-М от 17.10.2016, N 17/015-СПб от 28.08.2017, поскольку согласно сведениям, опубликованным на сайте Единой информационной системы, в рамках исполнения обязательств по вышеуказанным контрактам предусмотрено выполнение работ, которые не являются работами сопоставимого характера.
На основании ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика норм Закона о контрактной системе и несоблюдении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявки Заявителя относительно обжалуемого показателя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия конкурсной комиссии Заказчика при оценке заявки ООО "И" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" являются правомерными и не противоречат порядку оценки, установленному в конкурсной документации, а также нормам Закона о контрактной системе.
2. Также Заявитель указывает, что Заказчиком нарушен порядок оценки заявки участника закупки "А" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку в соответствии с информацией, опубликованной на сайте Единой информационной системы, у указанного участника закупки отсутствует опыт выполнения работ, соответствующий установленному порядку оценки заявок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки "А" представлены сведения о 5 контрактах (договорах), а именно о контрактах по закупкам N 0373200041519001877, N 0373200041519001921, N 0373200041519001652, а также о договорах N ПСД-00000-16 от 02.03.2017, N ПСД-000024-16 от 28.02.2017, при этом конкурсной комиссией Заказчика приняты к оценки исключительно три из пяти контрактов (договоров).
Так, конкурсной комиссией Заказчика не оценены сведения о контракте по закупке N 0373200041519001877, поскольку согласно информации, опубликованной на сайте Единой информационной системы, в рамках исполнения обязательств по вышеуказанному контракту предусмотрено выполнение работ, которые не являются работами сопоставимого характера, сведения о контракте N 0373200041519001921, поскольку цена контракта составляет менее 50% от начальной (максимальной) цены оспариваемой закупки.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что представленный в составе заявки "А" контракт по закупке N 0373200041519001652 не соответствует установленному в конкурсной документации порядку оценки заявок, поскольку согласно сведениям, опубликованным на сайте Единой информационной системы, контракт в статусе "Исполнения", ввиду чего у конкурсной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия к оценке сведений относительно контракта по закупке N 0373200041519001652.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявки участника закупки ООО "А" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "И" на действия конкурсной комиссии ГБУЗ "ДА" обоснованной в части нарушения порядка оценки заявки ООО "А" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера".
2. 2Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 7 апреля 2020 г. по делу № 077/06/57-5972/2020
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.Д.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.,
на основании решения Комиссии Управления от 07.04.2020 по делу N 077/06/57-5972/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Д" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений лечебного учреждения города Москвы (Закупка N 0373200597920000011) (далее - открытый конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

предписывает:

1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в конкурсах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в конкурсах, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Конкурсной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданных участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения от 07.04.2020 по делу N 077/06/57-5972/2020.
5. Заказчику, Конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения от 07.04.2020 по делу N 077/06/57-5972/2020.
6. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 07.05.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи 8 (495) 607-42-92, или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание от 07.04.2020 по делу N 077/06/57-5972/2020 может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл.24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.