РЕШЕНИЕ от 11 ноября 2019 г. по делу № 077/06/57-14056/2019 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.Д.,
Членов Комиссии:
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Л.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.В.,
при участии представителей:
ГКУ "Д": К.Н. (доверенность от 26.07.2019 N б/н),
ИП Г.М.: М.А. Школьного (доверенность от 08.11.2019 Nб/н),
в отсутствие представителей Управы района Восточное Дегунино города Москвы, уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 06.11.2019 N АК/58733/19,
рассмотрев жалобу ИП Г.М. (далее - Заявитель) на действия Управы района Восточное Дегунино города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку сувениров (термосы) для участников спортивных мероприятий района Восточное Дегунино в 2019 г. (Закупка N 0373200018819001882) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя жалобы не соответствующей требованиям аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.11.2019 N АК/58733/19.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев имеющиеся документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 01.11.2019 N 0373200018819001882-3-1 заявка ИП Г.М. признана не соответствующей требованиям аукционной документации на следующем основании: "непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Причина несоответствия: Участник закупки не состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства".
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п. 13.3 Информационной карты аукционной документации к участникам закупки установлены требования о соответствии статусу субъекта малого предпринимательства или статусу социально-ориентированных некоммерческих организаций. Настоящая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссией Управления установлено, что пунктом 18.2 Информационной карты аукционной документации установлены требования к составу заявки на участие в аукционе в том числе в соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы в составе заявки Заявителя представлена декларация о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства в виде копии документа, а также с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика сообщил, что наличие оспариваемой декларации в виде отдельного документа не могло в рассматриваемом случае быть расценено аукционной комиссией Заказчика как представление надлежащей декларации, поскольку на момент окончания подачи заявок сведения об ИП Г.М. в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовали.
На основании ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона о развитии предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях указанные в п. 1 - 5, 7 и 8 ч. 3 ст. 4.1 сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ч. 3 ст. 4 Законао развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (за исключением сведений о таких юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, деятельность которых прекращена в установленном порядке в месяце внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).
Таким образом, законодательно установленная категория субъекта "малого" и "среднего" предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
При этом Закон о развитии предпринимательства не устанавливает обязанности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя вносить сведения в упомянутый выше реестр, ввиду чего Заказчик должен исходить из достаточности факта предоставления в заявке декларации для определения принадлежности такого участника к субъекту малого предпринимательства.
Кроме того, отклонение таких лиц от участия в закупочных процедурах со ссылкой на формальное их отсутствие в соответствующем реестре, не способствует обеспечению развития конкуренции и эффективности осуществления закупок и ведет к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки и, как следствие, является недопустимым.
Также Комиссия Управления отмечает, что основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте ч. 4 ст. 4.1 Закона о контрактной системе закупок заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым упомянутой нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Кроме того, Закон о контрактной системе, являющийся специальным законом, регулирующим систему осуществления государственных и муниципальных закупок, устанавливает, что в рамках участия в закупочных процедурах достаточно предоставления исключительно декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
1 Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
2 На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в составе второй части заявки на участие в аукционе представлена декларация о соответствии субъекту малого предпринимательства по форме декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства от 11.12.2014 г N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (с изменениями и дополнениями)", а также с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, при этом отсутствие сведений о Заявителе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на момент окончания подачи заявок для участия в электронном аукционе объясняется тем, что ИП Г.М. является вновь зарегистрированной организацией с датой регистрации от 07.10.2019, при этом согласно п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, сведения об ИП Г.М. не могли появится в Едином реестре субъектом малого и среднего предпринимательства ранее 10.10.2019 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционной комиссией Заказчика неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку ИП Г.М. относится к субъектам малого предпринимательства, и, следовательно, представленные в составе второй части заявки сведения являются достоверными и соответствуют требованиям аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления,

решила:

1. Признать жалобу ИП Г.М. на действия аукционной комиссии Управы района ВосточноеДегунино города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 ноября 2019 г. по делу № 077/06/57-14056/2019
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг
(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.Д.,
Членов Комиссии:
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Л.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.,
на основании решения Комиссии от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14056/2019, по итогам рассмотрения жалобы ИП Г.М. (далее - Заявитель) на действия Управы района Восточное Дегунино города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку сувениров (термосы) для участников спортивных мероприятий района Восточное Дегунино в 2019 г. (Закупка N 0373200018819001882) (далее - Аукцион), в соответствии со
ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

предписывает:

1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов электронного аукциона (далее - Протокол) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, в том числе, Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участниками закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в п. 2 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданных участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14056/2019.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14056/2019.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 09.12.2019 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи 8 (495) 607-42-92 или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14056/2019 может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.