РЕШЕНИЕ от 15 апреля 2019 г. по делу № 077/06/57-1580/2019 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.,
Члена комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.А.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.,
при участии представителей:
ГКУ "Д": А.Р. Григорьяна (доверенность N 218 от 27.03.2018),
ИП Г.: Ш. (доверенность Nб/н от 18.02.2019),
а также в отсутствие представителей ГБУ "Жилищник района
Войковский", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N АК/17167/19 от 10.04.2019),
рассмотрев жалобу ИП Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Ж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на закупку МАФ с установкой по адресам: Головинское ш. <...> в рамках программы СУР в 2019 г. (Закупка N 0373200018819000280) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N АК/17167/19 от 10.04.2019) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемым товарам, в частности:
- по п. 3 "Качели двойные (Безопасность по ГОСТ 52167-2012)Верхняя балка из круглой трубы по ГОСТ 8734-75, Фанера по ГОСТ 3916.1-96,ГОСТ 3916.2-96", п. 6 "Качалка на пружине (Безопасность по ГОСТ 52299-2013) ГОСТ 2590-2006, Пружина по ГОСТ 13776-86, Сиденья по ГОСТ 3916.1-96,ГОСТ 3916.2-96", п. 7 "Балансир (Тип 1) (Требования безопасности по ГОСТ Р 52299-2013) ГОСТ 24454-80, Спинка качели из фанеры по ГОСТ 3916.1-96,ГОСТ 3916.2-96", п. 9 "Детский игровой комплекс (Тип 1) (Требования безопасности по ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52168-2012)Поручни из прямоугольных труб по ГОСТ 8645-68, Пол по ГОСТ 33124-2014,Декоративные элементы по ГОСТ 3916.2-96, Крепление по ГОСТ 1146-80", п. 13 "Горка (Тип 1) (Требования безопасности по ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52168-2012) Опорные стойки из стальных прямоугольных труб по ГОСТ 8645-68, Крепление по ГОСТ 1146-80, Пол по ГОСТ 33124-2014, Боковины горки по ГОСТ 3916.2-96", поскольку конкретные значения параметров вышеуказанных товаров представляется возможным определить только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара.
Поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно положениям регламентирующих стандартов.
Вместе с тем представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели характеристик вышеуказанного товара представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Так, например, значение показателя "Толщина шпона" для товара по п. 3 регламентирует ГОСТ 3916.2-96 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)", согласно которому толщина шпона, применяемого для наружных и внутренних слоев фанеры, не должна превышать 6,5 мм.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенный пример подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
- по п. 3 "Качели двойные (Безопасность по ГОСТ 52167-2012)": "Материал внутренних слоев фанеры сидений: сосна; лиственница; ель; пихта; кедр; береза; ольха; клен; ильм; бук; осина; тополь; липа", поскольку требования, установленные в аукционной документации к вышеуказанному товару, не определяют потребность Заказчика, что свидетельствует о том, что для Заказчика не имеет значение, какой показатель будет представлен участником закупки в заявке. Аналогичные требования к товарам п. 6, п. 8, п. 2.
- по п. 11 "Спортивный комплекс (Тип 1) (Перекладины из круглой калиброванной стали по ГОСТ 7417-75, турник из круглой трубы по ГОСТ 10704-91, каркас из стальных круглых труб легкой и обыкновенной серии по ГОСТ 3262-75)": "Диаметр круглой калиброванной стали 30; 35; 37 мм", "Площадь поперечного сечения круглой калиброванной стали 962.1; 706.9; 1075 см2", поскольку указанные требования являются взаимозависимыми в соответствии с государственными стандартами и техническими регламентами, тем самым увеличен объем требований к товарам, что создает препятствие корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе и влечет ограничение количества участников закупки. Согласно ГОСТ 7417-75 "Сталь калиброванная круглая. Сортамент (с Изменениями N 1, 2)", например, такая характеристика как "Площадь поперечного сечения" установлена определенным значением для каждого значения диаметры трубы. Таким образом, при указании значения параметра "Диаметр круглой калиброванной стали" участником закупки по п. 11, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на поставку товара на условиях аукционной документации с использованием товаров, соответствующих требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известен показатель характеристики "Площадь поперечного сечения круглой калиброванной стали". Аналогичные требования установлены к товарам по п. 6, п. 5, п. 9, п. 12, п. 13, п. 15.
- п. 11 "Спортивный комплекс (Тип 1) (Перекладины из круглой калиброванной стали по ГОСТ 7417-75, турник из круглой трубы по ГОСТ 10704-91, каркас из стальных круглых труб легкой и обыкновенной серии по ГОСТ 3262-75)": "Толщина стенки круглых труб перекладин 3.5; 4; 5 мм", поскольку ГОСТ 7417-75 не регламентирует значение вышеуказанного параметра.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к обжалуемым товарам установлены согласно соответствующим ГОСТ, однако представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления подобным образом требований к вышеуказанным товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления приходит к выводу о нарушение Заказчиком п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1.Признать жалобу ИП Г. на действия ГБУ "Ж" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.