РЕШЕНИЕ от 21 сентября 2020 г. по делу № 077/06/57-15516/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок М.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
при участии представителя ГБУЗ "Г": Т. (дов.N б/н от 21.09.2020),
в отсутствие представителей ООО "О", о времени и порядке уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России
от 16.09.2020 N АК/51174/20,
рассмотрев жалобу ООО "О" (далее - Заявитель) на действия
ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по дезинфекции медицинских изделий многократного применения с последующей обработкой (Закупка N 0373200017420000578) (далее - аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.09.2020 N АК/51174/20 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы в аукционной документации неправомерно предъявлены требования к составу вторых частей заявок участников закупки о представлении копии лицензии на медицинскую деятельность в области "Дезинфектология", поскольку стирка белья и услуги прачечной не требуют лицензии на дезинфектологию, при этом сдаваемое Заказчиком исполнителю белье должно пройти предварительную дезинфекцию.
Комиссией Управления определено, что в соответствии с извещением о проведении аукциона объектом закупки является оказание оказание услуг по дезинфекции медицинских изделий многократного применения с последующей обработкой.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документации об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах здоровья граждан), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со ст. 2 Закона об основах здоровья граждан под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о контрактной системе в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С") подлежит лицензированию.
При этом пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В пунктах 3 - 5 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь определена как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Исходя из Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, работы (услуги) по дезинфектологии организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Буквальное толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет признать, что лицензированию в качестве медицинской деятельности подлежат работы (услуги) по дезинфектологии, выполняемые в рамках оказания медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в своем письме от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592 "О необходимости лицензирования оказания услуги по дезинфектологии" указывает на то, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, не являются медицинской услугой и медицинской помощью, но, с другой стороны, "являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность". Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии, а именно мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и в соответствии с Законом о лицензировании является лицензируемым видом медицинской деятельности".
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемого аукциона осуществляется закупка услуг по дезинфекции ранее закупленных защитных костюмов использующихся при работе медицинского персонала с инфицированными COVID-19 пациентами, а также потенциально больными в рамках исполнения поручения Департамента здравоохранения города Москвы от 05.05.2020 N 52-01-906/20. При этом требование о наличии у участников закупки вышеуказанной лицензии основано на позиции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека изложенной в письмах от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 и от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 о необходимости проведения дезинфекционных мероприятий.
Вышеуказанные защитные костюмы являются медицинским изделием многократного применения, являющихся источником инфекционных агентов I-II групп патогенности (опасности) дезинфекция которых проводится в соответствии с специальными документами, в частности СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II группы патогенности (опасности)" и на которые не распространяется приказ от 04.08.1983 N 916 Минздрав СССР, "Инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)" на который ссылается Заявитель.
Вышеуказанное по мнению представителя Заказчика свидетельствует о правомерности установления требования к участникам закупки о наличии лицензии в сфере дезинфектологии, поскольку именно исполнителем по контракту будут обрабатываться данные костюмы с тем что бы их дезинфицировать. При этом, согласно требованиям аукционной документации такую дезинфекцию проводит непосредственно сам исполнитель, но не Заказчик, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов участника закупки лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявок на участие в аукционе, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих что оказание услуг по дезинфектологии защитных костюмов в которых медицинский персонал взаимодействует с инфицированными COVID-19 пациентами, а также потенциально больными, проводится не в рамках медицинской деятельности ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалобы Техническое задание не содержит полный перечень требуемых услуг, а также характеристики медицинских изделий подлежащих обработки.
Комиссией Управления установлено, что согласно п. 2.3 Технического задания Исполнитель обязан применять дезинфицирующие средства, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на медицинское изделие согласно Приложению 5 "Инструкция по применению медицинского изделия" к настоящему Техническому заданию и требованиям акта, указанного в пункте 7.12 Технического задания.
В соответствии с п. 2.4 Технического задания Исполнитель обязан соблюдать режимы обработки медицинского изделия для повторного использования по назначению, указанные в технической и эксплуатационной документации на медицинское изделие с учетом Приложения 5 "Инструкция по применению медицинского изделия" к Техническому заданию.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации не размещено Приложение N 5 Технического задания.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Приложение N 5 к Техническому заданию не размещено в связи с технической ошибкой, вместе с тем в Приложении N 4 кТехнического задания установлен перечень защитных костюмов подлежащих дезинфекции, а именно: "Костюм изолирующий многоразовый": вариант исполнения: "НОПАСАРАН_3 (размер L. XL) в составе: халат, шлем, бахилы, Регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 07.05.2020 г. N РЗН 2020/10253" и "Костюм изолирующий многоразовый": вариант исполнения: "НОПАСАРАН_1 (размер L, XL) в составе: халат, шлем, бахилы, Регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 07.05.2020 г. N РЗН 2020/10253)", что позволяет участникам закупки определить необходимые режимы обработки медицинских изделий и дезинфицирующие средства для обработки.
Также на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки не подавалось запросов на разъяснение положений аукционной документации относительно отсутствия Приложения N 5 к Техническому заданию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В то же время Комиссия Управления отмечает, что на участие в аукционе подано две заявки признанные соответствующими требованиям аукционной документации и допущенные до участия в электронном аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "О" на действия ГБУЗ "Г" обоснованной в части наличия в Техническом задании ссылок на отсутствующее в составе аукционной документации приложение.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 21 сентября 2020 г. по делу № 077/06/57-15516/2020
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок М.,
на основании решения Комиссии от 21.09.2020 по делу N 077/06/57-15516/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "О" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по дезинфекции медицинских изделий многократного применения с последующей обработкой (Закупка N 0373200017420000578) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14

предписывает:

1. Заказчику при заключении государственного контракта не учитывать в п. 2.3 и 2.4 Технического задания ссылки на Приложение N 5 к Техническому задани в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а также в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 21.09.2020 по делу N 077/06/57-15516/2020.
2. Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедур осуществления закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 21.09.2020 по делу N 077/06/57-15516/2020.
3. Заказчику в срок до 30.10.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.