РЕШЕНИЕ от 6 ноября 2020 г. по делу № 077/06/57-18875/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Ч. Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
специалист-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)",
при участии представителей ГБУ "Ж", ГКУ "Д", ООО "К" по средствам видео-конференц связи,
рассмотрев жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ГБУ "Ж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку противогазов для нужд ГБУ "Ж" в целях гражданской обороны г. Москвы в 2020 году (Закупка N 0373200012320000358) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком по средством электронной почты представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.11.2020 N ПО/61294/20 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации установлены требования к товарам не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
В силу п. 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно доводам жалобы Заказчиком закупается товар "Противогаз" с кодом позиции КТРУ 32.99.11.110-00000003, при этом Заказчиком установлены требования не предусмотренные стандартным описанием, а именно: - противогаз гражданский предназначен для защиты органов дыхания, глаз и кожи лица от отравляющих веществ (хлорциан, зарин, зоман, фосген и т.п.);
- хлорциан при концентрации 5,0 мг/куб.дм - 18 минут;
- фильтрующе-поглощающая коробка в цельнометаллическом корпусе - 1 шт.;
- фильтрующе-поглощающая коробка должна иметь форму цилиндра, при закрытых верхнем колпачке и нижней пробке она должна быть герметична. Закатной шов фильтрующе-поглощающей коробки должен быть расположен в зоне противоаэрозольного фильтрующего элемента для исключения попадания неочищенного воздуха (химически опасных веществ) в зону дыхания в случае механического повреждения закатного шва;
- лицевая часть должна состоять из корпуса в виде маски объемного типа с "независимым" обтюратором, отформованным заодно целое с корпусом маски; панорамного стекла; переговорного устройства; узла клапана выдоха; узла клапана вдоха с резьбовой горловиной; подмасочника с двумя клапанами и оголовья;
- маркировка на фильтрующе-поглощающую коробку должна быть нанесена на боковую цилиндрическую часть путем приклеивания этикетки, несущей маркировку со следующей информацией: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; номер технических условий; срок годности (месяц и две последние цифры года); номер партии;
- фильтрующе-поглощающая коробка противогаза должна иметь особую маркировку: на экране дна фильтра методом штамповки изнутри должны быть выдавлены две последние цифры года изготовления;
-маркировка противогаза должна быть нанесена на каркас или сумку и должна содержать наименование или условное обозначение противогаза, наименование или условное обозначение предприятия-изготовителя, месяц и год изготовления противогаза, номер партии, номер противогаза в партии. Кроме того, по мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования, отсутствуют в государственных стандартах.
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные дополнительные характеристики необходимого к поставке товара установлены Заказчиком в п2.7 технической части аукционной документации, при этом при этом, подавая заявку на участие в закупке, участники соглашаются с вышеуказанными требованиями документации и представление конкретных значений оспариваемых параметров в составе заявки не требуется.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в Приложение N 1 к техническому заданию установлены конкретные показатели товара, которые необходимо представить в составе заявки, так например: "Тип противогаза по назначению: Гражданский (для гражданского населения)"; "Тип противогаза по способу защиты: Фильтрующий"; "Тип ремней крепления и/или оголовья маски противогаза: Саморегулируемый". При этом данные требования не противоречат стандартному описанию товара в соответствии с кодом позиции КТРУ 32.99.11.110-00000003 и являются идентичными ему.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, свидетельствующих о нарушении Заказчика норм Закона о контрактной системе, а так же документов свидетельствующих, что Заказчиком описан товар "Противогаз" не в соответствии с кодом позиции КТРУ 32.99.11.110-00000003.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Так, участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации со следующим предметом: "В соответствии с требованиями постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик обязан руководствоваться требованиями к товару, размещенному в единой информационной системе.
При изучении документации Заказчика выявлено, что он в нарушение указанных требований указал следующие технические параметры, которым должен соответствовать поставляемый товар:
- противогаз гражданский предназначен для защиты органов дыхания, глаз и кожи лица от отравляющих веществ (хлорциан, зарин, зоман, фосген и т.п.);
- хлорциан при концентрации 5,0 мг/куб.дм - 18 минут;
- фильтрующе-поглощающая коробка в цельнометаллическом корпусе - 1 шт.;
- фильтрующе-поглощающая коробка должна иметь форму цилиндра, при закрытых верхнем колпачке и нижней пробке она должна быть герметична. Закатной шов фильтрующе-поглощающей коробки должен быть расположен в зоне противоаэрозольного фильтрующего элемента для исключения попадания неочищенного воздуха (химически опасных веществ) в зону дыхания в случае механического повреждения закатного шва;
- лицевая часть должна состоять из корпуса в виде маски объемного типа с "независимым" обтюратором, отформованным заодно целое с корпусом маски; панорамного стекла; переговорного устройства; узла клапана выдоха; узла клапана вдоха с резьбовой горловиной; подмасочника с двумя клапанами и оголовья;
- маркировка на фильтрующе-поглощающую коробку должна быть нанесена на боковую цилиндрическую часть путем приклеивания этикетки, несущей маркировку со следующей информацией: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; номер технических условий; срок годности (месяц и две последние цифры года); номер партии;
- фильтрующе-поглощающая коробка противогаза должна иметь особую маркировку: на экране дна фильтра методом штамповки изнутри должны быть выдавлены две последние цифры года изготовления;
-маркировка противогаза должна быть нанесена на каркас или сумку и должна содержать наименование или условное обозначение противогаза, наименование или условное обозначение предприятия-изготовителя, месяц и год изготовления противогаза, номер партии, номер противогаза в партии.
На основании изложенного, просим Вас исключить из документации следующие требования к товару:
- фильтрующе-поглощающая коробка в цельнометаллическом корпусе - 1 шт.;
- фильтрующе-поглощающая коробка должна иметь форму цилиндра, при закрытых верхнем колпачке и нижней пробке она должна быть герметична. Закатной шов фильтрующе-поглощающей коробки должен быть расположен в зоне противоаэрозольного фильтрующего элемента для исключения попадания неочищенного воздуха (химически опасных веществ) в зону дыхания в случае механического повреждения закатного шва;
- лицевая часть должна состоять из корпуса в виде маски объемного типа с "независимым" обтюратором, отформованным заодно целое с корпусом маски; панорамного стекла; переговорного устройства; узла клапана выдоха; узла клапана вдоха с резьбовой горловиной; подмасочника с двумя клапанами и оголовья;
- маркировка на фильтрующе-поглощающую коробку должна быть нанесена на боковую цилиндрическую часть путем приклеивания этикетки, несущей маркировку со следующей информацией: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; номер технических условий; срок годности (месяц и две последние цифры года); номер партии;
- фильтрующе-поглощающая коробка противогаза должна иметь особую маркировку: на экране дна фильтра методом штамповки изнутри должны быть выдавлены две последние цифры года изготовления;
-маркировка противогаза должна быть нанесена на каркас или сумку и должна содержать наименование или условное обозначение противогаза, наименование или условное обозначение предприятия-изготовителя, месяц и год изготовления противогаза, номер партии, номер противогаза в партии".
В свою очередь Заказчик не ответил на указанный запрос и не опубликовал разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Уполномоченного органа согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что непредставление ответа на запрос явилось следствием технической ошибки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "К" на действия ГБУ "Ж" обоснованной в части непредставления дачи разъяснений на направленный запрос.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 6 ноября 2020 г. по делу № 077/06/57-18875/2020
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Ч. Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Д.,
специалист-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.,
на основании решения Комиссии от 06.11.2020 по делу N 077/06/57-18875/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "К" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Ж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку противогазов для нужд ГБУ "Ж" в целях гражданской обороны г. Москвы в 2020 году (Закупка N 0373200012320000358) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
 
предписывает:
 
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- дать ответ на поступивший запрос в соответствии с мотивировочной частью решения от 06.11.2020 по делу N 077/06/57-18875/2020 и разместить соответствующие разъяснения в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 06.11.2020 по делу N 077/06/57-18875/2020.
6. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 15.12.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 06.11.2020по делу N 077/06/57-18875/2020 может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.