РЕШЕНИЕ от 11 ноября 2019 г. по делу № 077/06/57-14017/2019 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.Д.,
Члена Комиссии специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок О.,
при участии представителей:
ГКУ г. Москвы "Д": А. (доверенность от 22.01.2019 N 55),
ООО "Ф": С.С. (Решение N 1 от 31.08.2015),
рассмотрев жалоб ООО "Ф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Д" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на посадку кустарников на объектах озеленения (Закупки NN 0373200003119000264, 0373200003119000265, 0373200003119000266) (далее - Конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.11.2019 N АК/58777/19 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное применение конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки конкурсных заявок, установленного в конкурсной документации, в отношении заявки ООО "Ф" по показателю "деловая репутация участника закупки".
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что согласно ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. 3 - 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П.8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с конкурсными документациями оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
Так, в соответствии с порядком оценки, установленным в конкурсных документации, по показателю "деловая репутация участника закупки" оценивается представленные сведения о деловой репутации участника закупки, а именно сведения о количестве благодарственных писем, положительных отзывов, рекомендательных писем, почетных грамот на участника закупки за период 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе в сфере профессиональной деятельности, относящейся к предмету конкурса: выполнение работ а одной или нескольких сферах:
- посадка деревьев и кустарников;
- комплексное благоустройство территорий;
- озеленение территорий.
Документ, подтверждающий заявленные сведения о деловой репутации участника закупки, должен иметь возможность его идентифицировать по дате выдаче (дата должна быть четко читаема).
Оценке подлежит не более одного отзыва (благодарственного письма, положительного отзыва, рекомендательного письма, почетной грамоты) по одному и тому же контракту (договору).
Заявленные участником закупки сведения должны подтверждаться посредством представления в составе документов, входящих в заявку на участие в конкурсе, копий таких благодарственных писем, положительных отзывов, рекомендательных писем, почетных грамот.
В соответствии с ч. 2 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
На основании п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки участника закупки ООО "Ф" были представлены документы и сведения, подтверждающие деловую репутацию участника закупки в количестве 462 грамот (письма, благодарности), при этом конкурсной комиссией Заказчика приняты к рассмотрению только 42 документа, поскольку предмет части отзывов не соответствует объекту данной закупки, а также представлены дублирующие отзывы и отзывы, полученные за выполнение работ не на территории г. Москвы.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что, например, ООО "Ф" в составе заявки представлено благодарственное письмо от Управы района Ростокино в связи с качественным производством работ по благоустройству района Ростокино, тем не менее данный отзыв не принят конкурсной комиссией Заказчика к оценке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предмет данного благодарственного письмо не соответствует предмету закупки, так как отсутствует указание на то, выполнялись работы именно по комплексному благоустройству территорий, а не только по благоустройству территории, поскольку понятие "Комплексное благоустройство территории" определено постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" (далее - Постановление N 743-ПП) и содержит указание на перечень работ.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Постановление N 743-ПП утверждает правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, в которых комплексное благоустройство указано в рамках раскрытия общего понятия "Инвентаризация территории зеленого фонда города Москвы".
При этом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить относительно отличия выполняемых работ по "благоустройству территории" и "комплексному благоустройству территории" и несоответствия первого понятия предмету контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссией Заказчика ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе при оценке заявки Заявителя по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
2. Также в своей жалобе Заявитель обжалует неисполнение ранее выданного предписания от 08.10.2019 по делу N 077/06/57-11468/2019.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
08.10.2019 Комиссией Управления Московского УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя (вх. N 56600-ЭП/19 от 04.10.2019) на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона, вследствие рассмотрения которой Комиссия Управления решила признать в действиях Заказчика нарушение нарушениенарушение ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе при применении порядка оценки в отношении заявки участника закупки ООО "Ф" по показателю "деловая репутация участника закупки" и выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 08.10.2019 по делу N 077/06/57-11468/2019, в соответствии с которым Заказчику предписано: "4. Конкурсной комиссии провести рассмотрение и оценку вторых частей заявок, поданных участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 08.10.2019 по делу N 077/06/57-11468/2019".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе в части исполнения не в полном объеме обязательного для исполнения предписанием об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 08.10.2019 по делу N 077/06/57-11468/2019.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "Ф" на действия ГКУ г. Москвы "Д" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение ч. 6 ст. 54.7, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 11 ноября 2019 г. по делу № 077/06/57-14017/2019
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Члена Комиссии специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок О.,
на основании решения Комиссии Управления от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14017/2019 по итогам рассмотрения жалоб ООО "Ф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Д" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на посадку кустарников на объектах озеленения (Закупки NN 0373200003119000264, 0373200003119000265, 0373200003119000266) (далее - конкурсы) в соответствии с Федеральным закономот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

предписывает:

1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе (далее - Протокол) и назначить новую дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе, дату проведения Конкурса, а так же разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации оразмещении заказов на поставки товаром, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить вышеуказанные протоколы;
- назначить время проведения Конкурса и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Конкурса;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Конкурсе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе, о блокировании операций вотношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Конкурсной комиссии провести рассмотрение и оценку вторых частей заявок, поданных участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14017/2019.
5. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14017/2019.
6. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 15.12.2019 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 11.11.2019 по делу N 077/06/57-14017/2019 может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.