РЕШЕНИЕ от 25 апреля 2019 г. по делу № 077/06/59-119/2019 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок А.Т. Чшиева,
Члена комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей ГБУЗ "Г": К. (доверенность N б/н от 23.04.2019), М. (доверенность N 614 от 04.02.2019),
а также в отсутствие представителей ООО "М", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N АК/19698/19 от 23.04.2019),
рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Г" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений во время мойки филиала ГБУЗ "Г" в 2019 г. (Закупка N 0373200001319000159) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услугдля обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N АК/19698/19 от 23.04.2019) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, в частности:
- по п. "Лента изоляционная": "Назначение [для электроизоляции в неагрессивных средах при температуре от минус 30 до плюс 30 °C]", п. "Электроды": "Толщина покрытия до 2.51", п. "Гвозди строительные": "Минимальный диаметр головки должен превышать диаметр стержня [не менее чем в 2 раза]. Материал изготовления [из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия]. Масса 1000 круглых гвоздей > 0,633. Масса 1000 круглых гвоздей < 1,87", п. "Плинтус": "Абсолютная деформация при вдавливании <= 1,0. Изменение линейных размеров <= 2,0. Прочность при растяжении >= 20,0", п. "Профили металлические для монтажа": "Толщина покрытия > 40", п. "Кабели силовые": "Кабели стойкими к воздействию повышенной относительной влажности воздуха до 98% при температуре окружающей среды до 35 °C. Срок службы > 25", п. "Краски": "Входящее в состав пленкообразующее вещество: олифа комбинированная К-2; олифа комбинированная К-3; олифа комбинированная К-4; олифа оксоль, олифа комбинированная К-5", п. "Краска": "кислотность pH 7 - 9", п. "Олифа": "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 +/- 2) °C <= 24. Отстой <= 1% (по объему)", п. "Портландцемент": "Наличие прочих активных минеральных добавок включая глиеж допускается или не допускается. Наличие активных минеральных добавок осадочного происхождения, кроме глиежа допускается или не допускается. Наличие доменных гранулированные и электротермофосфорных шлаков допускается; не допускается", п. "Портландцемент": "Наличие прочих активных минеральных добавок включая глиеж допускается или не допускается. Наличие активных минеральных добавок осадочного происхождения, кроме глиежа допускается или не допускается. Наличие доменных гранулированные и электротермофосфорных шлаков допускается; не допускается", п. "Линолеум поливинилхлоридный": "Поверхность линолеума: Должна быть многоцветный с лицевым защитным слоем из прозрачного поливинилхлоридного слоя, многоцветный (мраморовидный) или одноцветный с лицевым защитным слоем из поливинилхлоридной пленки. Истираемость<= 90. Изменение линейных размеров <= 0,8", п. "Грунтовка акриловая": "Свойства композиция наполнителей должна создавать шероховатую поверхность, на которую хорошо прилипает штукатурная смесь. Должна улучшать адгезию последующих покрытий от 4 раз. Не содержит растворителей. Покрытие должно быть паропроницаемое. Не должно оказывать вредного воздействия на окружающую среду, должна разбавляться водой и должна быть без запаха. Должна быть экологически чистым продуктом. Должна использоваться для фасадных и внутренних работ. Должна препятствовать образованию высолов и разрушению штукатурки а также должна обладать свойством проникновения и заполнения пор бетона. Связующие вещества специальное акриловое связующее обеспечивающее сильное сцепление грунтовки с гладкими и не впитывающими влагу поверхностями", п. "Шпатлевка тип 2": "Разбавитель Р-4, Р-5; уайт-спирит, скипидар", п. "Шпатлевка тип 1": "Разбавитель ксилол; 645; 646", п. "Каболка": "Пряди состоят из каболок одинаковой линейной плотности. Связанные узлом пряди не допускаются. Соединение прядей производится счаливанием. Разрывная нагрузка каболки >= 45", п. "Болт с гайкой и шайбой строительный": "Поверхность болтов должна быть чистой, без следов коррозии и механических повреждений. Шаг резьбы <= 1,75. Высота головки <= 7,5. Диаметр отверстия в стержне Не более 3,2. Диаметр отверстия в головке Не более 3,2", поскольку Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, которые, по мнению Заявителя, являются, в том числе требованиями к химическим показателям, а также к значениям показателей, которые определяются посредством проведения испытаний конкретной партии товара.
- по п. "Гвозди строительные": "Диаметр стержня от 1,8 до 2,5. Длина гвоздя > 40. Наименьший диаметр головки >= 3,5. Масса 1000 круглых гвоздей < 1,87", поскольку исходя из установленных требований, а также информации нормативного документа, единственным верным значением, удовлетворяющим все установленные требования, подходит гвоздь размером 5 x 50 (диаметр стержня x длина гвоздя), при этом Заказчиком установлены диапазонные значения по вышеуказанным параметрам, что может вводить в заблуждение и препятствовать корректному формированию заявки.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены, в том числе в соответствии со сведениями от производителей, согласно которым производители указывают значения вышеуказанных характеристик, в том числе, в сети "Интернет", что подтверждается представленными на обозрение Комиссии Управления сведениями из сети "Интернет".
- по п. "Гвозди строительные": "Сечение: Круглое или фасонное", поскольку положениями ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" не предусмотрена информация о фасонном сечении гвоздя.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанной характеристики обжалуемого товара установлены в соответствии с ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия (с Изменениями N 1 - 4)", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, согласно которому гвозди изготовляют фасонного сечения, то есть из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия по НТД.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, при этом в жалобе Заявителя отсутствует указание на то, почему, по мнению Заявителя, установленные требования к товарам являются излишними и избыточными, а также на основании каких сведений, Заявитель делает вывод о необходимости проведения испытаний обжалуемых товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В составе жалобы также указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, а именно:
- по п. "Лист гипсокартонный": "Внешний вид не допускаются повреждения углов и продольных кромок; не допускаются повреждения углов и продольных кромок", поскольку Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, которые, по мнению Заявителя, являются, в том числе требованиями к химическим показателям, а также к значениям показателей, которые определяются посредством проведения испытаний конкретной партии товара.
- по п. "Растворы строительные": "Подвижность растворной смеси П_к2, П_к3", поскольку в Инструкции по представлению сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе отсутствует трактование символа "_".
- по п. "Краски": "Назначение для работ Внутренних, наружных; внутренних", п. "Смеси сухие": "Условия применения для наружных работ, для внутренних работ", поскольку объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений, ввиду чего участнику закупки не представляется возможным определить, ввиду чего Заказчиком установлены требования к применяемым материалам, используемым при наружных работах.
- по п. "Доска хвойных пород, обрезные": "Длина доски 4 - 6,5", поскольку согласно Инструкции "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения", при этом участнику закупки не представляется возможным определить, каким образом вышеуказанный параметр может иметь диапазонное значение.
- по п. "Смесь штукатурная": "Минимальная толщина слоя >= 8 Минимальная толщина слоя от 0,5 до 1,5", поскольку Заказчиком установлены идентичные требования с различными требуемыми значениями.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы относительно установления требований к товару по п. "Смесь штукатурная", однако затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к иным обжалуемым товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" на действия ГБУЗ "Г" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.