РЕШЕНИЕ от 8 мая 2018 г. по делу N 18/44/105/438 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2018 г. по делу N 18/44/105/438 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик), ООО "М" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку шовногоматериала для нужд ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100119118000053) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственныхи муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившим в документации об Аукционе требования к характеристикам шовных материалов (пункты 34, 35 технического задания документации об аукционе), которым соответствуют товары одного производителя SMI AG (Бельгия).
Представитель Заказчика в письменных возражениях от 08.05.2018 N 01-15/2223 не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 25.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 651 644,60 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 7 участников Аукциона;
7) дата проведения Аукциона - 10.05.2018.
Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам шовных материалов (пункты 34, 35 технического задания документации об аукционе), которым соответствуют товары одного производителя SMI AG (Бельгия).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с технической частью документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам к шовным материалам, в том числе, комплекты из кассет для нитей с кассетодержателем.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что установленные Заказчиком характеристики к шовным материалам, в том числе вышеуказанные характеристики ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции и регистрационному удостоверению на медицинское изделие (N ФСЗ 2008/02659 от 29 сентября 2016 года), включающее в себя, в том числе, комплект кассет с кассетодержателями только одного производителя, а именно компании SMI AG (Бельгия).
Согласно письменным пояснениям Заказчика (N 01-15/2223 от 08.05.2018), в рамках поставки товара необходимо поставить товар, который на рынке медицинских материалов предлагается несколькими производителями. Заказчиком представлено сведения и документы, согласно которым установленные Заказчиком в документации об Аукционе технические характеристики в отношении товаров из п. 34, п. 35 соответствуют, в том числе материалы ЗАО НПА "МедИнж". Кроме того, что в допущенных к участию в электронном аукционе заявках предлагаются товары, соответствующие техническому заданию документации об Аукционе, произведенные в том числе в России и в государствах - членах Евразийского экономического союза, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
Заказчиком в документации об Аукционе не установлены преимущества в соответствии с Приказом N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работа, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно статье 2 Приказа N 155 товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных 3-7 Приказа N 155.
В соответствии со статьей 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕЭС), предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа N 155, в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является поставка шовного материала для нужд ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России. Согласно Извещению о проведении Аукционе от 25.04.2018 Заказчиком выбран коду ОКПД 21.20.24.120 "Кетгут и аналогичные материалы". В соответствии с Приложением к Приказу N 155 установлено, что товары под кодом ОКПД 21.20.24.120 "Кетгут и аналогичные материалы" включены в перечень товаров, для которых определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ЕЭС www.eaeunion.org, членами ЕЭС являются следующие государства: Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Беларусь и Кыргызская Республика.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 Раздела I документации об Аукционе условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами не установлены.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу ООО "М" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.05.2018 N 18/44/105/438 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.