РЕШЕНИЕ от 4 сентября 2018 г. по делу № 2-57-10980/77-18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки
инструкция по заполнению заявок

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2018 г. по делу № 2-57-10980/77-18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Г.,
Членов комиссии:
при участии представителей: ФГБОУ ВО "М":
а также в отсутствие представителей ООО "П", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/42121/18 от 03.09.2018),
рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "М" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному содержанию помещений и прилегающей территории объектов М на 2-ое полугодие 2018 года (Закупка N 0373100116218000032) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,


установила:


В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/42121/18 от 03.09.2018) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы указано, что в Техническом задании в таблице N 1 "Перечень расходных материалов, запасных частей, товаров" установлены требования к используемым при выполнении работ товарам по п. 71 - 131, которые, по мнению Заявителя, не являются объектом закупки и не влияют на качество оказываемых работ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что п. 16 Технического задания предусмотрен исчерпывающий перечень мелких ремонтных (хозяйственных) работ, при выполнении которых используются вышеуказанные товары. Также представитель Заказчика пояснил, что обжалуемые товары учтены в расчете начальной (максимальной) цены контракта, объем которых указан в ресурсной ведомости.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседания Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам, а именно:
- по п. 99 "Многокомпонентный растворитель": "Растворитель: в виде смеси летучих органических жидкостей или в виде смеси летучих органических растворителей. Соответствие НТД: ГОСТ 7827-74, ГОСТ 18188-72". Заявитель указывает, что согласно Инструкции по представлению сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) "в случае использования "или", "\", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, если документацией об аукционе в электронной форме и настоящей инструкцией не предусмотрено иное", при этом ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия (с Изменениями N 1-5)" распространяется на растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12, представляющие собой смеси летучих органических растворителей, ГОСТ 18188-72 "Растворители марок 645, 646, 647, 648 для лакокрасочных материалов. Технические условия (с Изменениями N 3-7)" распространяется на растворители марок 645, 646, 647, 648, представляющие собой смеси летучих органических жидкостей, ввиду чего участнику закупки не представляется возможным предложить в составе заявки товар, соответствующий вышеуказанным регламентирующим стандартам одновременно;
- по п. 106 "Шурупы": "Диаметр шурупа: более 3,5 и не более 6 мм. Шаг резьбы: не более 2,5 и более 1,5 мм. Диаметр головки: более 7 и не более 12 мм. Высота головки: более 2,4 и не более 4,2 мм. Длина: более 35 и не более 60 мм. Соответствие НТД: ГОСТ 1144-80, ГОСТ 24669-81, ГОСТ 10753-86, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 24670-81", поскольку в аукционной документации отсутствует требование к шлицу или исполнению обжалуемого товара, ввиду чего, по мнению Заявителя, участнику закупки не представляется возможным определить, что необходимо Заказчику: винты с двумя видами шлицев или винты с одним видом шлица.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участнику закупки необходимо руководствоваться следующим положением Инструкции: "В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части заявки на участие в аукционе". Так, например, для товара по п. 99 участнику закупки необходимо выбрать по параметру "Растворитель" значение или "в виде смеси летучих органических жидкостей", или "в виде смеси летучих органических растворителей", а также указать значения иных параметров в соответствии с положениями конкретного государственного стандарта, регламентирующего значения этих параметров.
- по п. 34 "Моющее средство для лестничных площадок": "Средство подходит для очистки плитки, заливных полов, линолеума, каучука, дерева, мрамора, а также для очистки деревянных; ламинированных полов", поскольку, по мнению Заявителя, подобные требования не определяют потребность Заказчика, что свидетельствует о том, что для Заказчика не имеет значения для очистки каких полов будет применяться моющее средство: для деревянных или ламинированных полов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что основной областью применения моющего средства должны быт плитки, заливные полы, линолеум, каучук, дерево, мрамор, а также требуемое средство должно подходить для регулярного применения за деревянными или ламинированными полами, а также пояснил, что проведенный мониторинг рынка производителей средств показал, что большинство средств используются не только для мойки конкретных поверхностей, но и для комплексной мойки различных поверхностей.
- по п. 73 "Стеклопакет": "Глубина внутреннего герметизирующего слоя: не менее 4 мм. Глубина наружного герметизирующего слоя: не менее 3 мм. Общая глубина герметизирующего слоя: не менее 9 мм";
- п. 77 "Замок врезной": "Минимальная энергия удара, выдерживаемая замком: не менее 200 Дж. Статическая нагрузка, выдерживаемая засовом: не менее 6500 С.Н. нагрузка, выдерживаемая механизмом засова: не менее 2000 Н. Момент силы на ключе для перемещения засова: не более 0,6 Нм. Момент силы на ключе для воздействия на защелку: не более 0,9 Нм. Момент силы, прикладываемый к фалевой ручке для воздействия на защелку: не менее 1 и не более 2 Нм";
- п. 79 "Доводчик дверной тип 1": "Максимальный момент открывания между 0° и 60°: не более 215 и не менее 83 Нм. Минимальный момент закрывания между 88° и 90°: более 9 и не более 29 Нм. КПД доводчика между 0° и 4°: не менее 65%. Момент закрывания между 0° и 4°: не менее 37 - не более 140 Нм";
- п. 81 "Плита керамогранитная тип 1": "Водопоглощение: не более 0,5%. Предел прочности при изгибе: не менее 35 МПа";
- п. 82 "Плита керамогранитная тип 2": "Водопоглощение: не более 0,5%. Предел прочности при изгибе: не менее 35 МПа. Износостойкость: не более 0,18 г/см2. Скользкость: не менее 0,35";
- п. 83 "Плитка керамическая плинтусная": "Водопоглощение плитки: менее 15%. Предел прочности плитки при изгибе: более 15 МПа";
- п. 86 "Плинтус для пола": "Цветовое различие между двумя любыми участками лицевой поверхности плинтуса: менее 4 порога цветоразличения. Максимальное цветовое различие плинтуса после облучения в течение 30 ч: менее 4 порога цветоразличения. Прочность при растяжении плинтуса: более 25 МПа. Абсолютная деформация плинтуса при вдавливании: не более 0,5 мм. Изменение плинтусом линейных размеров: менее 2%";
- п. 90 "Линолеум поливинилхлоридный": "Истираемость: не более 90 мкм. Абсолютная остаточная деформация: не более 1,5 мм";
- п. 92 "Доска подоконная": "Минимальная прочность при растяжении: не более 53 МПа. Минимальный модуль упругости при растяжении: не более 2500 МПа. Минимальная температура размягчения поВика: не выше 88 °С. Показатель термостойкости при 150°С в течение 30 минут: отсутствие вздутий, трещин, расслоений";
- п. 94 "Смесь сухая шпаклевочная тип 2": "Влажность смеси: не более 0,25% массы. Содержание в смеси зерен размером более 0,20 мм: менее 0,3%. Начало схватывания смеси, готовой для применения при производстве работ вручную: не менее 60 мин. Водоудерживающая способность смеси, готовой к применению: не менее 95%";
- п. 95 "Смесь сухая клеевая": "Адгезия: не менее 0,5 МПа. Жизнеспособность раствора: свыше 3 ч. Температура применения: не более 5 - не менее 30 С°. Влажность: не должна превышать 0,3% массы. Наибольшая крупность зерен: не более 0,63 мм. Значение смещения: не более 0,7 мм";
- п. 96 "Смесь сухая затирка": "Влажность сухой смеси: не должна превышать 0,2 или 0,3% по массе. Водоудерживающая способность смеси: не менее 90%";
- п. 99 "Многокомпонентный растворитель": "Кислотное число растворителя: не более 0,07 мг KOH/г. Летучесть растворителя по этиловому эфиру: не менее 5 и не более 15";
- п. 100 "Растворитель": "Плотность растворителя при температуре +20 °С: не более 0,790 и более 0,750 г/см3. Массовая доля ароматических углеводородов в растворителе: не более 16%. Летучесть растворителя по ксилолу: не менее 3 и менее 4. Массовая доля общей серы в растворителе: менее 0,02%";
- п. 101 "Строительный раствор тип 1": "Норма подвижности по погружению конуса: не более 10 и более 4 см. Влажность сухой растворной смеси: не должна превышать 0,1% по массе";
- п. 102 "Строительный раствор тип 2": "Норма подвижности по погружению конуса: не более 10 и более 4 см. Влажность сухой растворной смеси: не должна превышать 0,1% по массе";
- п. 120 "Листовое изделие": "Плотность гипсового сердечника изделия: не менее 750 и не более 1000 кг/м3".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к обжалуемым товарам могут вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, поскольку конкретные значения вышеуказанных параметров представляется возможным определить только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара. Кроме того, производители указанных товаров также не предоставляют конкретные показатели требуемых параметров.
- по п. 110 "Болт с гайкой и шайбой тип 1": "Материал изготовления шайбы: нержавеющая сталь или оцинкованная сталь. Материал изготовления гайки: оцинкованная сталь. Материал изготовления болта: оцинкованная сталь", поскольку, по мнению Заявителя шайбы, гайки и болты не изготавливаются из оцинкованной стали, а покрываются тем или иным покрытием, в данном случае цинковым после изготовления товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оцинкованная сталь является металлическим элементом, покрытым марочным цинком, при этом требования к товару по п. 110 установлены в соответствии с положениями государственных стандартов.
- по п. 111 "Болт с гайкой и шайбой тип 2": "Резьба гайки: с крупным шагом или с мелким шагом. Соответствие НТД: ГОСТ Р ИСО 4014-2013, ГОСТ Р ИСО 4016-2013, ГОСТ Р ИСО 8765-2013, ГОСТ ISO 898-1-2014, ГОСТ ISO 4032-2014, ГОСТ ISO 4033-2014, ГОСТ ISO 4034-2014, ГОСТ ISO 8673-2014, ГОСТ ISO 8674-2014, ГОСТ ISO 898-2-2015", поскольку положениями вышеуказанных государственных стандартах не предусмотрено разделение на крупный или мелкий шаг резьбы болтов и шайб.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно Инструкции "В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части заявки на участие в аукционе", при этом, например, согласно разделу 1 ГОСТ ISO 898-1-2014 "Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы" стандарт распространяется на болты, винты и шпильки:с крупным шагом резьбы от М1,6 до М39 и с мелким шагом резьбы от М8х1 до М39х3, ввиду чего участнику закупки представляется возможным соотнести требуемые значения характеристик обжалуемого товара положениям конкретного регламентирующего стандарта.
- по п. 115 "Гайка оцинкованная тип 2": "Материал изготовления гайки: сталь. Покрытие гайки: цинковое. Класс прочности гайки: не менее 5. Резьба гайки: М6 или М8х1. Класс точности гайки: А или С. Гайка: высокая или нормальная. Допустимый класс прочности сопрягаемого болта: не ниже 4.6 - не выше 12.9. Соответствие НТД: ГОСТ ISO 4032-2014, ГОСТ ISO 4033-2014, ГОСТ ISO 4034-2014, ГОСТ ISO 8673-2014, ГОСТ ISO 8674-2014, ГОСТ ISO 898-2-2015", поскольку согласно Инструкции "Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "должен (-на; -но;-ны)", "должен (-на; -но;-ны) быть", "не допускается", "допускается", "может быть", (и их производные), "желательно", "и/или", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, установленным в Техническом задании документации об аукционе в электронной форме", ввиду чего участнику закупки не представляется возможным определить, каким образом необходимо указать в составе первой части заявки параметр "Допустимый класс прочности сопрягаемого болта" с учетом наличия слова "допустимый" в наименовании параметра "Допустимый класс прочности сопрягаемого болта", поскольку слово "допустимый" является производным от слова "допускается" и, следовательно, в силу указанного положения Инструкции не может содержаться в составе первой части заявки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное положение Инструкции не содержит указания на то, что участник закупки должен исключать из наименования характеристики слова "допустимый", а также производные слова от слова "допускается".
- по п. 116 "Грунтовка водно-дисперсионная": "Грунтовка: с применением модифицированныхалкидов или без применения модифицированных алкидов. Пленкообразующее вещество грунтовки: водная дисперсия синтетических полимеров с добавлением вспомогательных веществ. Внешний вид покрытия после высыхания грунтовки: однородная, без кратеров, пор и морщин поверхность. Время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (20+/-2) °С: не более 24 ч. Смываемость пленки грунтовки: не более 3 г/м2. Грунтовка после нанесения: должна образовывать твердую прозрачную или непрозрачную пленку, обладающую защитными свойствами. Соответствие НТД: ГОСТ Р 52020-2003", поскольку согласно ГОСТ Р 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия" время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (20+/-2)°С не должно быть более 12 часов, а также поскольку согласно ГОСТ 52020-2003 смываемость пленки составляет не более 3.5 г/м2.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно примечанию N 2 к таблице 1 ГОСТ Р 52020-2003 для лаков, красок и грунтовок с применением модифицированных алкидов допускается увеличение значения параметра "Время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (20+/-2) °С" до 24 ч., а также пояснил, что положениями ГОСТ Р 52020-2003 регламентировано максимальное значение по параметру "Смываемость пленки".
- по п. 119 "Антисептик-антипирен для древесины": "Класс горючести, придаваемый древесине после нанесения средства: Г2 или Г1. Класс воспламеняемости, придаваемый древесине после нанесения средства: В1 или В2. Класс дымообразования, придаваемый древесине после нанесения средства: Д2 или Д1. Класс токсичности, придаваемый древесине после нанесения средства: Т2 или Т1. Группа распространения пламени, придаваемая древесине после нанесения средства: РП1", поскольку согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" группе распространения пламени РП1 соответствует классам пожарной опасности КМ 1 и КМ2, при этом значение по параметр "класс дымообразованию" Д1, значение по параметру "класс токсичности" Т1, а также значение по параметру "Класс горючести" Г2 не соответствует ни одному из возможных классов пожарной опасности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации отсутствует как требование о представлении значений по параметру "Класс пожарной опасности", так и требование о соответствии товаров положениям Федерального Закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Также представитель Заказчика пояснил, что таблица, указанная Заявителем в составе жалобы, регламентирует достаточные группы для присвоения классов пожарной опасности КМ0-КМ5, при этом материалу с группой распространения пламени РП1 в зависимости от значений иных показателей таблицы может быть присвоен класс ниже (по худшему показателю).
- по п. 120 "Листовое изделие": "Листовое изделие: получаемое из гипсового вяжущего и целлюлозного волокна или состоящее из несгораемого гипсового сердечника, все плоскости которого (кроме торцевых кромок) облицованы картоном. Продольные кромки изделия: фальцевые или утоненные с лицевой стороны. Длина изделия: более 1500 мм. Ширина изделия: менее 1200 и не менее 600 мм. Толщина изделия: не менее 10 и менее 14 мм. Повреждения углов, продольных и торцевых кромок: должны отсутствовать. Предел прочности при изгибе: не менее 5,5 МПа. Отклонение от прямоугольности изделия: не более 4 мм. Группа горючести изделия: не ниже Г1. Группа воспламеняемости изделия: не ниже В3. Группа дымообразующей способности изделия: Д1. Группа токсичности изделия: Т1. Группа изделия по внешнему виду и точности изготовления: А. Плотность гипсового сердечника изделия: не менее 750 и не более 1000 кг/м3. Толщина картонного покрытия лицевой стороны изделия: не менее 0,3 и не более 0,4 мм. Показатели качества картона: должны соответствовать нормам ГОСТ 8740-85. Предельные отклонения по длине изделия: не менее -5 - не более 0 мм. Предельные отклонения по толщине изделия: не менее -0,5 - не более 0,5 мм. Соответствие НТД: ГОСТ Р 51829-2001, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 30402-96, ГОСТ 8740-85, ГОСТ 12.1.044-89", поскольку вышеуказанные характеристики относятся к двум разным товарам, требования к которым, в свою очередь, установлены в разных государственных стандартах;
- по п. 125 "Краска тип 1": "Краска: в виде суспензии пигментов с добавками в олифе комбинированной с введением сиккатива или в виде суспензии пигментов в олифе комбинированной с введением сиккатива или в виде суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях синтетических полимеров с добавлением различных вспомогательных веществ. Краска: для наружных и внутренних работ. Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/-2) °С: не более 24 ч. рН краски: более 8. Марка олифы: К-3 или К-2 или К-5. Марка краски: ВД-КЧ-183 или МА-15 или ВД-АК-111. Цвет: бежевый или белый или зеленый. Наименование основных пленкообразующих веществ: олифа комбинированная или водная дисперсия синтетических полимеров или сополимернаяакрилатная дисперсия. Массовая доля пленкообразующего вещества: не менее 26%. Внешний вид покрытия: однородная, без кратеров, пор и морщин поверхность. Морозостойкость краски: не менее 5 циклов. Смываемость пленки: не более 3 г/м2. Соответствие НТД: ГОСТ 9825-73, ГОСТ Р 52020-2003, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 28196-89", поскольку требования установлены сплошным текстом к двум типам краски, значения которых регламентируются различными государственными стандартами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе относительно товаров по п. 120, п. 125 участнику закупки необходимо руководствоваться следующим положением Инструкции: "В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части заявки на участие в аукционе".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие невозможность формирования заявки на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам, а именно:
- по п. 75 "Петля дверная": "Ширина: не более 85 мм. Расстояние между центрами монтажных отверстий находящихся в одной горизонтальной плоскости на разных картах петли при полном открытии петли (угол открытия 180°): не менее 39 мм. Соответствие НТД: ГОСТ 538-2014, ГОСТ 5088-2005",
- по п. 77 "Замок врезной": "Диаметр ригелей: не более 20 мм. Диаметр защелки: не менее 17 мм. Длина основной планки: не менее 250 мм. Ширина основной планки: не менее 22 мм. Толщина основной планки: не более 7 мм. Вылет защелки: не более 15 мм. Полный вылет ригелей: не менее 34 мм. Глубина врезной части замка без учета толщины основной планки: не более 110 мм. Высота врезной части замка: не более 231 мм. Высота ответной планки: не менее 200 мм. Ширина ответной планки: не менее 25 мм. Диаметр входных отверстий ответной планки: не менее 16 мм. Соответствие НТД: ГОСТ Р 52582-2006, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 538-2014", поскольку положениями указанных регламентирующих стандартов не предусмотрена информация о требуемых Заказчиком размеров используемых при оказании услуг товаров по п. 75, п. 77, что, в свою очередь, не позволяет участнику закупки представить в составе заявки конкретные значения требуемых параметров.
На заседании представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товару по п. 75 установлены в соответствии с чертежом петли, представленным в приложении Б ГОСТ 5088-2005 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия", а также требования к товару по п. 77 установлены в соответствии с чертежом замка, представленном в приложении Б ГОСТ 5089-2011 "Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком установлены подобным образом требования к товарам по п. 75 "Петля дверная", п. 77 "Замок врезной" с учетом того обстоятельства, что на вышеуказанных Заказчиком чертежах отсутствуют графические указания требуемых размеров.
- по п. 80 "Доводчик дверной тип 2": "Класс доводчика: не более 2 - не менее 5. Соответствие НТД: ГОСТ Р 56177-2014", поскольку согласно ГОСТ Р 56177-2014 "Устройства закрывания дверей (доводчики). Технические условия" значение по параметру "Класс доводчика" не определяется в виде диапазонного значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с потребностью Заказчика удовлетворяет доводчик с обязательным наличием дополнительной функции "настройка силы закрывания".
Также представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 3.19 ГОСТ Р 56177-2014 "Устройства закрывания дверей (доводчики). Технические условия" настраиваемая сила закрывания - это встроенная функция, позволяющая регулировать момент закрывания во всем диапазоне силы закрывания доводчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к товару по п. 80 с учетом того обстоятельства, что представитель Заказчика ссылается на параметр "настраиваемая сила закрывания", в то время как в составе аукционной документации Заказчиком установлено требование "Класс доводчика".
- по п. 81 "Плита керамогранитная тип 1": "Дефект "наколка" на одной плитке: допускается не видимая с расстояния 1м или отсутствует. Соответствие НТД: ГОСТ Р 57141-2016", поскольку положениями ГОСТ Р 57141-2006 не предусмотрен дефект "наколка".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, а также пояснил, что вышеуказанное требования к товару по п. 81 установлено ввиду технической ошибки.
- по п. 116 "Грунтовка водно-дисперсионная": "Время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (20+/-2) °С: не более 24 ч". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования могут вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, поскольку согласно таблице 1 и п. 5.31 ГОСТ Р 52020-2013 конкретное значение вышеуказанного параметра представляется возможным определить только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара.
Конкретное значение по вышеуказанной характеристике оспариваемой позиции не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, вышеуказанное значение характеристики не указывается на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование к показателю характеристики товара по п. 116 установлено согласно соответствующим ГОСТ.
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатель по вышеуказанной характеристике представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
При этом, значение параметра "Время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (20+/-2) °С: не более 24 ч" регламентирует ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)", согласно которому при испытании на окрашенную пластинку помещают чистыми руками или пинцетом листок бумаги, взяв его за один из свободных уголков. На листок бумаги накладывают резиновую пластинку, на середину которой устанавливают гирю массой 20 г; через (60+/-2) с снимают гирю и резиновую пластинку, а окрашенную пластинку с листком бумаги ребром свободно бросают с высоты 28-32 мм на деревянную поверхность. Если при этом листок бумаги не прилипает к пленке, то степень высыхания 2 достигнута. Допускается удаление бумаги любым способом, не приводящим к видимым повреждениям пленки, при удержании бумаги на поверхности (например, за счет статического электричества), если это указано в нормативно-технической документации на лакокрасочный материал.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, п. 2, ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 6 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления


решила:


1. Признать жалобу ООО "П" на действия ФГБОУ ВО "М" обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам по п. 75, п. 77, п. 80, п. 81, п. 116.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1,ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.