РЕШЕНИЕ от 21 июля 2020 г. по делу № 077/06/57-11769/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.,
Члена Комиссии - специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" при участии представителей
ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России, ООО "М",
рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского расходного материала для нужд ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" (Закупка N 0373100095220000175) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.07.2020 N АК/40147/20, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
-по п. 1 "Катетер инфузионный для периферических сосудов КТРУ 32.50.13.110-00004593": "Стерильная гибкая трубка предназначена для введения в кровеносные сосуды конечностей, доступные для чрескожного введения (т.е. периферические сосуды), и имеет небольшую длину для удержания ее дистального конца вблизи места введения. Как правило, включает в себя 2-8 см (1-3 дюйма) пластиковую трубку с металлическим стилетом внутри его просвета (наигольные катетеры). Чаще всего она используется с инфузионными устройствами для короткого времени использования (как правило, семь дней или меньше) для введения нераздражающих жидкостей, электролитов, витаминов, лекарственных средств, а также для введения некоторых анестетиков в периферические сосуды пациентов с хорошим венозный доступом. Это устройство одноразового использования", поскольку при описании объекта закупки Заказчиком использованы формулировки, например, "как правило", "чаще всего", которые указывают на неконкретность сведений о товаре и, как следствие, препятствует определению потребностей Заказчика, что не позволяет корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Аналогичным образом установлены требования к товарам по п. 2, п. 3, п. 4, п. 15, п. 16, п. 43 и т.д.
-по п. 2 "Катетер инфузионный для периферических сосудов КТРУ 32.50.13.110-00004593": "Как правило, включает в себя 2-8 см (1-3 дюйма) пластиковую трубку с металлическим стилетом внутри его просвета (наигольные катетеры)", вместе с тем Заказчиком два раза установлено требование к одному и тому же параметру, в данных случаях к размерам в разных единицах измерения, при этом такое описание требований фактически допускает указание одновременно двух значений одной характеристики, не соответствующих друг другу, например, в случае ошибки. Аналогичным образом установлены требования к товарам по п. 3, п. 4.
Заявитель в своей жалобе также указывает, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлены таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить конкретные потребности Заказчика, а именно следующие положения:
В случае, если в Приложении N 1 к настоящей документации о проведении электронного аукциона указаны характеристики товара, соответствующие ГОСТу и иным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и указана ссылка на соответствующий ГОСТ, участник электронного аукциона в заявке на участие в электронном аукционе должен указать:
если в ГОСТе установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться, участник электронного аукциона должен либо предоставить максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели товара, значения которых не могут изменяться в соответствии с ГОСТ, а также товарный знак (при наличии) и ссылку на соответствующий ГОСТ либо указать конкретные показатели (определенным одним значением) предлагаемого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным в технической части извещения о проведении электронного аукциона, а также товарный знак (при наличии), а также ссылку на соответствующий ГОСТ.
либо указать конкретные показатели (определенным одним значением) предлагаемого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным в технической части извещения о проведении электронного аукциона, а также товарный знак (при наличии), а также ссылку на соответствующий ГОСТ;.
В случае, если показатели указаны "+", "х+х", "+/-", "хх", участник закупки может указать конкретный показатель или показатель в виде диапазона: "+", "х+х", "+/-", "хх";
В показателях Приложении N 1 к настоящей документации о проведении электронного аукциона в электронной форме, в которых указаны диапазонные значения, участник электронного аукциона может указать конкретные показатели, либо показатель в виде диапазона;
Если показатели указаны через знак "-", "от х....до х", "от >= х до <= х" участник должен указать конкретный показатель, в случае указания показателя с применением "диапазон..", диапазон согласно паспорту производителя или государственному стандарту;
В показателях Приложении N 1 к настоящей документации о проведении электронного аукциона в электронной форме, в которых указаны показатели: "неважно", участник должен указать "наличие", или "отсутствие", либо количественное значение, согласно паспорту производителя или государственному стандарту.
Заявитель также указывает в жалобе на то, что Заказчиком при описании характеристик товаров совместно используются различные предусмотренные инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе символы, такие как "и/или", "и", "или", ">", "<", "+/-", "от", "до", что не позволяет однозначно трактовать требования Заказчика и корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе, поскольку инструкцией не предусмотрены комбинации указанных символов и одновременное их использование, как и не указано в инструкции положение, указывающее на приоритетность использования данных символов.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы, свидетельствующие о правомерности действий Заказчика при установлении подобным образом требований к вышеуказанным товарам с учетом необходимости конкретизации показателей участниками закупки в составе первой части заявки и вышеуказанных положений Инструкции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно не описано толкование используемого при описании объекта закупки символа "/".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что чтение вышеуказанного символа предусмотрено в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а именно: "В случае, если показатели указаны "+", "х+х", "+/-", "хх" "/" "не менее х не более х", участник закупки может указать конкретный показатель или показатель в виде диапазона (в случае указания диапазонного значения): "+", "х+х", "+/-", "хх".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем представитель Заявителя указанный довод снял с рассмотрения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Доводом жалобы также является то, что Заказчику ранее выдано обязательное для исполнения предписание от 16.06.2020 по делу N 077/06/57-9905/2020, согласно которому Заказчик обязан привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 16.06.2020 по делу N 077/06/57-9905/2020 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе, при этом при рассмотрении вышеуказанного дела Комиссией Управления так же были выявлены вышеуказанные нарушения Заказчика при формировании аукционной документации, вместе с тем Заказчиком 08.07.2020 внесены изменения в аукционную документацию без учета решения от 16.06.2020 по делу N 077/06/57-9905/2020.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с информацией размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru Заказчик не исполнил в полном объеме обязательное для исполнения предписание Московского УФАС России об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 16.06.2020 по делу N 077/06/57-9905/2020, тем самым Заказчиком нарушены положения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителя Заказчиком также установлены неправомерные требования к показателям товаров, содержащие неконкретные формулировки, которые могут ввести в заблуждение участников закупки при заполнении заявки на участие в электронном аукционе.
Так, например, по п. 6 "Катетер инфузионный для периферических сосудов КТРУ 32.50.13.110-00004589": "павильон типа Люэрлок (или эквивалент) с интегрированным в корпус катетера гемостатическим клапаном многократного действия против обратного тока крови, пальцевым упором, гибкими крыльями с отверстиями для вентиляции", при этом напротив указанного требования Заказчиком указано: "Гемостатический клапан препятствует вытеканию крови из катетера при извлечении иглы или последующем многократном отсоединении системы или дополнительного устройства, исключая риск контакта с кровью. Отверстия на крыльях обеспечивает дополнительную вентиляцию кожи пациента поле фиксации катетера", что, как указывает Заявитель, является обоснованием использования в описании объекта закупки соответствующего показателя, которое в свою очередь не позволяет определить, необходимо ли указывать в составе заявки конкретные сведения в отношении такого обоснования "Гемостатический клапан препятствует вытеканию крови из катетера при извлечении иглы или последующем многократном отсоединении системы или дополнительного устройства, исключая риск контакта с кровью".
Вместе с тем указанные требования не обозначены Заказчиком как обоснование используемых показателей товаров, а также такие показатели в соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и положениями инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе подлежат конкретизации в составе первой части заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость формирования описания объекта закупки вышеуказанным образом.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам и положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 21 июля 2020 г. по делу № 077/06/57-11769/2020
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.,
Члена Комиссии - специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.,
на основании решения Комиссии от 21.07.2020 по делу N 077/06/57-11769/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского расходного материала для нужд ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" (Закупка N 0373100095220000175) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

предписывает:

1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 21.07.2020 по делу N 077/06/57-11769/2020 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 21.07.2020 по делу N 077/06/57-11769/2020.
6. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 28.08.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 21.07.2020 по делу N 077/06/57-11769/2020 может быть обжаловано в суде (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии