РЕШЕНИЕ от 30 ноября 2020 г. по делу № 077/06/105-20768/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Х.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок У.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Г.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии посредством видео-конференц связи представителейФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России,в отсутствие представителей ООО "М", о времени и порядке проведения заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/67313/20 от 26.11.2020,
рассмотрев жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), а также снега в зимний период (Закупка N 0373100094320000940) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/67313/20 от 26.11.2020, Комиссия Управления установила следующее.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу первой части заявки на участие в конкурсе, а именно, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров, поскольку объектом закупки является оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), а также снега в зимний период с территории ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России.
Согласно п. 1, 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытомконкурсе в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно п. 9 информационной карты конкурсной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: "при осуществлении закупки товара в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе". Кроме того в соответствии с инструкцией по заполнению заявки показатели товаров должны содержать характеристики товара и включать в себя конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара.
В рамках рассматриваемой закупки при вывозе твердых бытовых отходов (ТБО), а также снега в зимний период поставка товаров не осуществляется, что также подтверждено представителем Заказчика на заседании Комиссии Управления.
Таким образом, учитывая, что в документации установлены требования к используемым товарам при оказании услуг, Заказчиком неправомерно установлено требование к составу заявки о предоставлении конкретных показателей товаров и страны происхождения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе при формировании требований к составу первой части заявки.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации установлено неправомерное требование к исполнителю о наличии копии лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов с правом вывоза, выданной Федеральной службой в сфере природопользования.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта.
В п. 6.8 Технического задания установлено, в том числе, следующее: "Исполнитель должен предоставить Заказчику лицензию Исполнителя на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов с правом вывоза".
В соответствии с п. 1.1 Проекта контракта исполнитель обязуется оказать услуги оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - вывозу твердых бытовых отходов, строительного и крупногабаритного мусора с территории МТУСИ (далее - Услуги), в соответствии с условиями Контракта, Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги (результат оказанных услуг) в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
По мнению Заявителя, в рамках предмета закупки не предусмотрен сбор отходов в понятии Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), поскольку в сбор отходов, как законодательно установленное понятие, а так же их дальнейшая утилизация силами лица выполняющего работы по контракту не предусматривается. Кроме того сбором отходов I-IV класса опасности имеют право заниматься только те организации, у которых имеются лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов (специализированные полигоны).
Вместе с тем согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Исходя из вышеуказанного определения следует, что сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, либо сбор отходов - прием отходов в целях размещения их лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Таким образом, прием отходов для дальнейшего их обращения иным лицом, уполномоченным на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, либо для самостоятельного совершения вышеперечисленных действий - это сбор отходов.
Комиссия Управления отмечает, что для осуществления вывоза отходов с объекта Заказчика, такие отходы необходимо принять на законном основании.
Соответственно предмет закупки, поименованный как вывоз отходов, подразумевает не только транспортировку отходов, но и их легальный прием (то есть сбор).
Также Комиссия Управления отмечает, что Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 N АС-10-02-36/6274 указывает на то, что организация, имеющая лицензию на транспортирование отходов, не имеет права осуществлять сбор отходов.
В свою очередь Заявитель также вольно трактует понятие сбора отходов, приравнивая его к обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, - что не следует ни из самого определения понятия в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, ни из письма Росприроднадзора.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что требование, установленное Заказчиком в части предоставления лицензий исполнителем не противоречит нормам законодательства, исходя из цели того, что Заказчику требуется законное перемещение отходов организацией, которая уполномочена на сбор отходов. Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствует требование о представлении в составе заявки участников закупки копии лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов с правом вывоза, выданной Федеральной службой в сфере природопользования, в то время как в соответствии с Таблицей 1 Спецификации основные объемы работ приходятся именно на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (3409,21 т.), которые, исходя из положений п. 6.18 Технического задания, включают в себя в том числе отходы I - IV класса опасности.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" на действия
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерного требования к составу заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 7 ст. 54.4, п. 2 ч. 3 ст. 54.2, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 ноября 2020 г. по делу № 077/06/105-20768/2020
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Х.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок У.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Г.,
на основании решения Комиссии от 30.11.2020 по делу N 077/06/105-20768/2020, по итогам рассмотрения жалобы ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), а также снега в зимний период (Закупка N 0373100094320000940) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

предписывает:

1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок, в случае единственной поданной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме Протокол рассмотрения единственной заявки (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- Протокол окончательных предложений о цене контракта;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в конкурсе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола окончательных предложений о цене контракта, о прекращении действия заявок, поданных на участие в конкурсе, и о возможности подать новые заявки на участие в конкурсе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронном конкурсе, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе.
3. Заказчику:
- привести документацию об электронном конкурсе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 30.11.2020 по делу N 077/06/105-20768/2020 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дату и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, а также разместить в единой информационной системе информациюо новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе должна быть назначена в соответствии с ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить дату подачи окончательных предложений и разместить на электронной площадке информацию о времени начала и окончания подачи окончательных предложений;
уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя, о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе.
5. Заказчику, Конкурсной комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 30.11.2020 по делу N 077/06/105-20768/2020.
6. Заказчику, Конкурсной комиссии, оператору электронной площадки в срок до 15.01.2021 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 30.11.2020 по делу N 077/06/105-20768/2020 может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.