РЕШЕНИЕ от 10 февраля 2020 г. по делу № 077/06/57-1994/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.,
Членов Комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок М.,
при участии представителей:
ФБГУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России:
Ж. (доверенность N 116/Д от 18.07.2019), Г. (доверенность N 44/Д от 10.02.2020),
а также в отсутствие представителей ОАО "А", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N АК/5571/20 от 05.02.2020),
рассмотрев жалобы ОАО "А" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов: "МНН - Натрия хлорид" на 2020 год (Закупки NN 0373100094319000722, 0373100094319000723, 0373100094319000720, 0373100094319000721) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N АК/5571/20 от 05.02.2020.
В результате рассмотрения жалоб, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалоб указано, что Заказчиком в аукционных документациях установлены неправомерные требования к товару МНН "Натрия хлорид": "каждый из портов запечатан фольгой", поскольку указанное требование ограничивает количество участником закупки с учетом того обстоятельства, что наличие фольги на стерильных портах не влияет на терапевтические свойства лекарственного препарата.
Установлено, что согласно Приложению N 1 к Техническим заданиям Заказчиком установлены следующие требования к товару МНН "Натрия хлорид": Код позиции КТРУ - N 21.20.10.134-000013-1-00006-0000000000000. Раствор для инфузий 0,9%. Дополнительная информация* - 500 мл**. В полимерной таре (не содержащей в своем составе ПВХ), занимающей устойчивое вертикальное положение портами вверх, с двумя отдельными стерильными портами, под которыми находится резиновый диск, каждый из портов запечатан фольгой, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется, возможность контроля инфузии на всем ее протяжении, наличие свободного объема не менее 90 мл***. Признак вхождения в перечень ЖНВЛП: ДА. Требования к составу действующих веществ: Равно не предъявляются. Грузополучатель: Заказчик. Минимальный остаточный срок годности на дату поставки: не менее 12 месяцев. Показания к применению препарата: требования не установлены. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам: Равно не установлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии фольги на стерильных портах обусловлено разными медицинскими показаниями пациентов, условиями хранения и удобством пользования в целях предупреждения случаев внутрибольничной инфекции, травматизации больных и персонала, а также экономической эффективностью при применении и утилизации.
При этом иной представитель Заказчика пояснил, что Заказчику не важно, каким образом будут запечатаны порты, при этом затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком в аукционных документациях установлены требования к наличию фольги на портах с учетом того обстоятельства, что согласно пояснениями представителя Заказчика Заказчику не важно, каким образом будут запечатаны порты.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает, что в адрес Заказчика направлены запросы о даче разъяснений положений аукционных документаций, при этом Заказчиком должным образом не размещены в Единой информационной системе (далее - ЕИС) разъяснения положений аукционных документаций по существу запросов.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что разъяснение положений документаций об электронном аукционе содержит в том числе следующий текст запроса: "В связи с установлением в аукционной документации требований о наличии на таре портов, запечатанных именно фольгой, в целях совместимости с расходными материалами, имеющихся в отделениях Заказчика, просим пояснить следующее: Какой расходный материал имеется в наличии у Заказчика (его производитель, наименование, марка), под который осуществляется закупка лекарственного препарата "Натрия хлорид" в специализированной таре с вышеуказанными характеристиками (обязательным наличием на стерильных портах фольги)?".
Вместе с тем, в ответе Заказчика содержится следующее: "Данная продукция закупается для отделений химиотерапии, в которых осуществляется разведение препаратов через аспирационные канюли".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявитель не явился, а также в составе жалоб не представил документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также указывающие на то обстоятельство, почему, по мнению Заявителя, ответы, данные Заказчиком на запросы о разъяснении положений аукционных документаций, являются неправомерными и нарушают положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1.Признать жалобы ОАО "А" на действия ФБГУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России обоснованными в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.