РЕШЕНИЕ от 15 декабря 2020 г. по делу № 077/06/106-21893/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Ч. Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок М.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФКУ ГУ "А", ООО "3",
рассмотрев жалобу ООО "3" (далее - Заявитель) на действия ФКУ ГУ "А" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию имущественного комплекса "И" (Закупка N 0373100066920000111) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/71015/20 от 10.12.2020
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование о членстве исполнителя в СРО.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены положения: "3.4.3.4. Проведение пусконаладочных работ, проведение испытаний инженерных систем и оборудования на территории Объекта. 3.4.3.5. Ввод в эксплуатацию вновь смонтированных систем и оборудования Объекта".
На основании п. 1 - 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
На основании ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст. 52 ГрК РФ, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в п. 4.1 Технического задания установлены, в том числе следующие требования: "4.1.1 К оказанию услуг/ выполнению работ привлекается специализированная организация, имеющая разрешительные документы:
- лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на проведение работ по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
- электротехническую лабораторию;
- быть членом саморегулируемой организации в строительства по следующим видам деятельности:
- устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;
-устройство наружных сетей водопровода;
-устройство наружных сетей канализации;
4.1.2. Копии разрешительных документов Исполнитель обязан предоставить Заказчику.
4.1.3. Исполнитель имеет право привлечь лицензированную компанию для оказания соответствующего вида услуг и нести полную ответственность за ее действия".
Комиссией Управления установлено, что предметом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию имущественного комплекса "И".
В жалобе Заявитель указывает, что требование о наличии членства СРО в строительства по следующим видам деятельности:
- устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;
-устройство наружных сетей водопровода;
-устройство наружных сетей канализации, являются избыточными поскольку в соответствии с технической частью аукционной документации - какие либо строительно-монтажные виды работ связанные с устройством внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений; устройством наружных сетей водопровода; устройством наружных сетей канализации отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствии с приказом от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", кроме того обжалуемое требование предъявлено к исполнителю по контракту, а не к участнику закупки, то есть победитель, в случае необходимости, вправе привлечь к исполнению контракта субподрядную организацию.
Вместе с тем представитель Заказчика затруднился пояснить в какой части документации содержаться вышеуказанные работы. Таким образом, представитель Заказчика затруднился доказать, что требуемые работы являются капитальными и требуют от участников закупки членства в СРО.
Также Комиссия Управления отмечает, что работы предусмотренные п. 3.4.3.4. Проведение пусконаладочных работ, проведение испытаний инженерных систем и оборудования на территории Объекта. П.3.4.3.5. Ввод в эксплуатацию вновь смонтированных систем и оборудования Объекта технической части аукционной документации не предусмотрены объектом закупки, что свидетельствует о том, что данные работы являются избыточными, поскольку данной закупкой не предусмотрено строительство новых объектов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.12.2020 N 0373100066920000111-0 согласно которому на участие в аукционе подано 7 заявок, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решение о признании заявок несоответствующими по оспариваемым требованиям, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2020 N 0373100066920000111-2-1 в аукционе приняли участие 5 участников закупки, при этом по результатам рассмотрения вторых частей заявок все заявки участников, принимавших участие в аукционе, так же были признаны соответствующими. При этом в ходе проведения торгов снижение составило
39.1%.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "3" на действия ФКУ ГУ "А" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.