РЕШЕНИЕ от 3 ноября 2020 г. по делу № 077/06/57-18712/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Х.Л.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Члена комиссии - специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
представитель Большого театра России участвовал посредством конференц-связи,
в отсутствие представителей ИП Х.М., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 30.10.2020 N ПО/60710/20,
рассмотрев жалобу ИП Х.М. (далее - Заявитель) на действия Большого театра России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или электронного аукциона, а также выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Закупка N 0373100062520000053) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ПО/60710/20 от 30.10.2020, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка оценки конкурсных заявок в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
П.8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п. 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт работы, связанный с предметом контракта, выраженный в годах" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки по оспариваемому показателю: "Оценке подлежит опыт работы, выраженный в годах, определяемый на основании сведений, представленных в заявке участника. Заказчиком за один год опыта работы принимаются работы/услуги, связанные с предметом контракта, в том случае, когда участником представлены сведения или копии не менее чем по одному исполненному договору (контракту) со всеми приложениями и изменениями, а также копии актов выполненных работ/услуг к данному договору (контракту) с любым государственным заказчиком в данный календарный год, где предметом договора являются услуги, связанные с обеспечением проведения закупок в соответствии с требованиями 94-ФЗ, 44-ФЗ, а объем услуг, выраженный в рублях по 1 договору (контракту), составляет не менее 25% от начальной максимальной цены контракта. В качестве сведений, подтверждающих опыт участника конкурса, предоставляются (по каждому контракту (договору)): номер и дата заключения контракта (договора); предмет контракта (договора); цена контракта (договора), руб.; номер реестровой записи контракта (договора) в "Реестре контрактов, заключенных заказчиками" или "Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" в Единой информационной системе. Сведения об опыте участника могут быть предоставлены с использованием рекомендованной формы 1 "КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ" (Раздел 4. Образцы рекомендуемых форм и документов). В случае отсутствия в "Реестре контрактов, заключенных заказчиками" или "Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" сведений об исполнении контракта (договора) участником закупки в составе заявки могут быть предоставлены копии исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями, актами сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг и/или иными документами, подтверждающими факт выполнения работ/оказания услуг.
При оценке заявки не будут приняты:
- сведения (документы), которые подтверждают наличие опыта выполнения работ/оказания услуг, не соответствующих установленному виду (видам) работ/услуг, объему;
- сведения о контрактах (договорах), по которым присутствуют неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту (договору) неустоек (штрафов, пеней);
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю оценки является наибольшее значение показателя.
Порядок оценки:
Оценка производится в соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085. Количество баллов, присуждаемых по показателю (С1), определяется по формуле:
С1 = КЗ* 100* (Кi / Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки".
Согласно доводам жалобы Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Опыт работы, связанный с предметом контракта, выраженный в годах", поскольку оценка опыта работы участника закупки, выраженного в годах не позволяет выявить наиболее опытного участника закупки и как следствие объективно сопоставить предложения участников, что может привести к необъективному присвоению баллов по вышеуказанному показателю.
На заседании Комиссии Управления установлено, что оценке подлежит опыт работы, выраженный в годах, определяемый на основании сведений, представленных в заявке участника, а не количество или суммарная стоимость в денежном выражении исполненных контрактов за установленный период времени. Так, например, в случае, если организация начала свою деятельность только в 2019 году, но исполнила 50 контрактов на общую сумму 150 млн рублей, то данная организация получит наименьшее количество баллов по данному показателю, в сравнении с организацией, зарегистрированной в 2015 году, но имеющей 5 исполненных контрактов на сумму 10 млн рублей вплоть до 2020 года (по одному контракту за каждый календарный год).
При таких данных очевидно, что объем выполненных работ (оказанных услуг) участником закупки за период осуществления своей деятельности, который, по мнению Комиссии Управления, формирует опыт организации, в данном порядке оценке проигнорирован и подменен длительностью активности участника закупки на рынке, что как самостоятельная характеристика не соотносится с опытом, а характеризует стабильность организации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок в нарушение ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что может привести к присвоению максимального балла по показателю "Опыт работы, связанный с предметом контракта, выраженный в годах" участнику закупки, длительное время существующему на рынке, однако не являющемуся наиболее опытным в сфере оказываемых услуг.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
 
решила:
 
1. Признать жалобу ИП Х.М. на действия Большого театра России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 ноября 2020 г. по делу № 077/06/57-18712/2020
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Х.Л.,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.,
Члена комиссии - специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.,
на основании решения Комиссии от 03.11.2020 по делу N 077/06/57-18712/2020, по итогам рассмотрения жалобы ИП Х.М.
(далее - Заявитель) на действия Большого театра России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или электронного аукциона, а также выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Закупка
N 0373100062520000053) (далее - конкурс, электронный конкурс),
в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
 
предписывает:
 
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок, в случае единственной поданной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме Протокол рассмотрения единственной заявки (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- Протокол окончательных предложений о цене контракта;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в конкурсе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола окончательных предложений о цене контракта, о прекращении действия заявок, поданных на участие в конкурсе, и о возможности подать новые заявки на участие в конкурсе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронном конкурсе, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе.
3. Заказчику:
- привести документацию об электронном конкурсе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 03.11.2020 по делу N 077/06/57-18712/2020 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дату и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе должна быть назначена в соответствии с ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить дату подачи окончательных предложений и разместить на электронной площадке информацию о времени начала и окончания подачи окончательных предложений;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе Заявителя, о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дате и времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, дате и времени подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта, дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе.
5. Заказчику, Конкурсной комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 03.11.2020 по делу N 077/06/57-18712/2020.
6. Заказчику, Конкурсной комиссии, оператору электронной площадки в срок до 07.12.2020 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: to77@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 03.11.2020 по делу N 077/06/57-18712/2020 может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.