РЕШЕНИЕ от 21 марта 2018 г. по делу № 2-57-3292/77-18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки
порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2018 г. по делу № 2-57-3292/77-18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.,
Ч. Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок У.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.,
при участии представителей:
ФГБУ "Р" Минздрава России: Р.,
ООО "К": Н.,
рассмотрев жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Р" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания - детского питания для детей в возрасте от 0 месяцев до 18 лет (Закупка N 0373100045318000059) (далее - конкурс, конкурс с ограниченным участием) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации, противоречащей законодательству об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ТФ/12485/18 от 19.03.2018, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок по нестоимостным критериям.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
П. 29 Правил установлено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий нестоимостной критерий оценки конкурсных заявок:
"Показатель 1. Обеспеченность участника трудовыми ресурсами.
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,7 Максимальное количество баллов - 70 В рамках показателя оценивается количество у участника закупки руководителей подразделений и ключевых специалистов, в т.ч. водителей-экспедиторов, кладовщиков, контролеров, бухгалтеров и др., осуществляющих трудовую функцию по трудовому договору с Участником конкурса, иному договору гражданско-правового характера, привлекаемых к исполнению контракта.
Предоставленные сведения подтверждаются:
1. Заполненной формой: ФОРМА "Обеспеченность участника трудовыми ресурсами", установленной в Приложении к порядку оценки заявок.
2. копия формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за отчетный период, предшествующий последнему отчетному периоду на момент окончания срока подачи заявок.
3. копии трудовых книжек в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор и место работы является для них основным; копию трудового договора в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор совместителя; копии гражданско-правовых договоров в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен гражданско-правовой договор.
4. копиями согласий на обработку персональных данных, данных каждым работником, иным лицом, с которым у Участника заключен гражданско-правовой договор, в отношении которых Участник предоставляет документы, содержащие персональные данные (в том числе сведения о Фамилии, Имени, Отчестве, дате рождения, должности и т.п. данные, которые относятся к персональным в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
При оценке по данному критерию не будут учтены работники, в отношении которых не предоставлены какие-либо из вышеперечисленных документов, в том числе форма "Сведения о работниках". Непредоставление вышеуказанных документов не является основанием для отклонения заявки участника.
Порядок оценки:
Общий балл по данному показателю определяется из обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами, выражающейся в количестве осуществляющих трудовую функцию по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера с Участником конкурса работниках из расчета 1 балл за каждого работника. Для оценки будет использовано количество работников, указанное в предоставленной Участником в состав заявки копии формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за последний истекший отчетный период на момент окончания срока подачи заявок. При этом, в отношении каждого работника должны быть предоставлены подтверждающие документы: копия согласия на обработку персональных данных, форма "Сведения о работниках" и иные документы.
В случае, если в отношении не всего числа работников, указанных в форма СЗВ-М предоставлены подтверждающие документы, к оценке будут принято только то количество единиц работников, в отношении которых предоставлены подтверждающие документы.
Общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества работников в соответствии с формулой, установленной с п. 23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (из расчета 1 балл за каждого предложенного и подтвержденного работника);
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставление участником Закупки копий согласий на обработку персональных данных, данных каждым работником, иным лицом, с которым у участника закупки заключен гражданско-правовой договор, в отношении которых участник предоставляет документы, содержащие персональные данные (в том числе сведения о Фамилии, Имени, Отчестве, дате рождения, должности и т.п. данные, которые относятся к персональным в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональный данных" (далее - Закон о персональных данных).
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о персональных данных, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поскольку для целей оценки заявок участники предоставляют в числе прочих предоставляют документы, содержащие персональные данные: копии трудовых книжек и/или копии договоров, то он должен получить согласие на обработку таких данных. В свою очередь, Заказчик, выполняя установленную обязанность хранить заявки участников, в том числе будет осуществлять и хранение персональных данных, на что обязан иметь согласие соответствующего субъекта персональных данных в соответствии с нормами Закона о персональных данных.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что установление таких требований к документам, подтверждающим наличие трудовых ресурсов у участника закупки, нарушает права и законные интересы Заявителя, а также подтверждающие, что установление таких требований ограничивает количество участников закупки.
Также, Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий показатель нестоимостного критерия оценки участников конкурса с ограниченным участием:
"Показатель 2. Деловая репутация участника закупки.
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,3 Максимальное количество баллов - 30 В рамках показателя оценивается количество у участника закупки рекомендаций, благодарственных писем, грамот и т.п., выданных Заказчиками - медицинскими и оздоровительными (в том числе санаториями) учреждениями в связи с исполнением Контрактов/Договоров на поставку продуктов питания (кроме воды), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исполнение которых завершено в 2016, 2017 году.
Предоставленные сведения подтверждаются:
1. Заполненной формой: ФОРМА "Предложение по показателю деловая репутация участника закупки", установленной в Приложении к порядку оценки заявок.
2. Копии рекомендаций, благодарственных писем, грамот и т.п., указанных в форме "ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ "ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ". Документы должны быть предоставлены в виде читаемых, полноразмерных, неповторяющихся копий, содержащих наименование Заказчика, выдавшего соответствующий документ, должность, фамилию и инициалы подписавшего лица, его подпись, печать Заказчика, а также номер договора и дату его заключения.
При оценке по данному критерию не будут учтены сведения, в отношении которых не предоставлены какие-либо из вышеперечисленных документов, либо если документы не читаемы, либо если они не соответствуют требованиям, указанным в п. 2. Непредоставление вышеуказанных документов не является основанием для отклонения заявки участника.
Порядок оценки:
Общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества предоставленных грамот, благодарственных писем, дипломов и т.п. в соответствии с порядком, установленным п. 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно шкалы оценки - количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.

Значение показателя критерии оценки (количество принятых к оценке баллов)Количество баллов:
От 1 до 10,                                                                                                                                          10
От 11 до 2020
от 21 до 4030
От 41 до 6040
От 61 до 8050
От 81 до 10060
От 101 до 12070
От 121 до 14080
от 141 до 16090
от 160 и более100

Значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, будет скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование при оценке показателя о предоставлении рекомендаций, благодарственных писем, и т.п., выданных Заказчиками - медицинскими и оздоровительными (в том числе санаториями) учреждениями в связи с исполнением контрактов/договоров на поставку продуктов питания (кроме воды), исполнение которых завершено в 2016, 2017 году, что ограничивает число возможных участников закупки, не учитывая контракты (договоры) за последние 3 года.
В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что поскольку поставка пищевых продуктов в бюджетные учреждения имеет свою специфику, в целях определения участников закупки, которые наиболее соответствуют требованиям в соответствии с правилами оценки, Заказчиком был установлен в конкурсной документации нестоимостной критерий и раскрывающие его показатели, а также методика оценки заявок, позволяющая объективно оценить участников конкурса как наиболее квалифицированных исполнителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы отсутствует указание на конкретную норму Закона о контрактной системе, а также положение иных нормативных правовых документов, которые, по мнению Заявителя, нарушены Заказчиком при формировании конкурса с ограниченным участием.
Также Заявитель указывает, что согласно порядка оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено, что общий балл по показателю определяется из оценки общего количества работников в соответствии с порядком, установленным п. 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, что не позволяет участникам закупки однозначно определить порядок начисления баллов по указанному показателю исходя из общего количества участников.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с чем установлено положение об определении общего балла по показателю "Деловая репутация участника закупки" исходя из оценки общего количества работников, а также каким образом будет осуществлять оценка такого показателя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя в части установления Заказчиком в конкурсной документации порядка оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" исходя из общего количества работников и нарушении Заказчиком ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, необходимым к поставке.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании конкурсной документации установлены требования к товарам, необходимым к поставке, в частности: "свинец [не более 0,02 мг/кг], мышьяк [не более 0,05 мг/кг], кадмий [не более 0,02 мг/кг], ртуть [не более 0,005 мг/кг]. Содержание антибиотиков не допускается. Содержание пестицидов не должно превышать: Гексахлорциклогексан (альфа, бета, гамма-изомеры) - [не более 0,02 мг/кг], ДДТ и его метаболиты - [не более 0,01 мг/кг]. Содержание радионуклидов должно быть не более (Бк/кг): цезий- 137 - [не более 40], стронций-90 - [не более 25]".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, указанные параметры являются характеристиками составных частей и материалов, изкоторый изготавливается товар, требуемый к поставке, конкретные значения которых могут определять только после производства товаров и проведения проверки материалов экспертной организацией.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в конкурсе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:
1. Признать жалобу ООО "К" на действия ФГБУ "Р" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки по критерию "Деловая репутация участника закупки", а также установления неправомерных требований в отношении характеристик требуемого к поставке товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.