РЕШЕНИЕ от 4 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/792 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ от 4 июля 2018 г. по делу № 18/44/105/792 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Монолитное Строительное Управление N 1" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Р" (далее - Заказчик) при проведении АО "А" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, аукционной комиссией ФГБОУ ВО "Р" (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Многофункциональный корпуспо адресу: г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, строен. 5" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (номер извещения 0373100037618000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 718 605 560 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.07.2018.
1. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний товаров, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 13.1 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "согласие участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к используемым при выполнении работ товарам, в отношении которых предоставляются сведения в первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержатся в Приложении N 1 к Техническому заданию раздела IV документации об аукционе "Описание объекта закупки".
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "песок природный для строительных работ, модуль крупности 1,1 3,0; бетон, группа цемента по эффективности пропаривания "1" "3"; бетон тяжелый, наибольшая крупность заполнителя 20; песок природный для строительных работ для устройства подстилающего, истинная плотность зерен 2,0 2,8" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений результатов испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что к товару "Щебень из гравия" Заказчиком неправомерно установлены следующие показатели: "марка и фракция щебня"; по товару "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля" показатель "класс: А-III, А-I", поскольку указанные характеристики отсутствуют в ГОСТ 33051-2014.
Пунктом 1 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе к товару "Щебень из гравия" установлены, в том числе следующие характеристики: "марка 600 мм, фракция 5(3) - 10 мм, соответствие ГОСТ 33051-2014 от 01.06.2016 г.".
Пунктом 10 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе к товару "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля" установлены, в том числе следующие характеристики: "класс: А-III, А-I, соответствие ГОСТ Р 52544-2006 от 01.01.2007 г.".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные характеристики установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также являются показателями, с помощью которых Заказчик оценивает качество товара, из которого выполняются работы в рамках объекта закупки, а также установленные характеристики товаров не противоречат положениям ГОСТ 33051-2014.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что установленные Заказчиком характеристики по вышеуказанным товарам не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии также установлено, что ГОСТ 30245-2003 утратил силу в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.11.2015 N 1696-СТ, в связи с чем, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров вышеуказанному ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу АО "М" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.07.2018 N 18/44/105/792 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.