РЕШЕНИЕ от 29 апреля 2019 г. по делу № 19/44/105/1090 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Р" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту Президентского зала РАН в здании по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32А (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100029619000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
 
установила:
 
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении товара "Решетки вентиляционные" в локальном сметном расчете и в техническом задании документации об Аукционе, что ограничивает количество участников закупки;
2. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены не существующие технические параметры товаров, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе;
3. Заказчиком в ЕИС размещен локальный сметный расчет в формате "PDF", не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 03.04.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 174 394 008,18 рублей;
3) источник финансирования - Средства бюджетного учреждения;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.05.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении товара "Решетки вентиляционные" в локальном сметном расчете и в техническом задании документации об Аукционе, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что локальный сметный расчет, размещенный в ЕИС, содержит сведения о товаре "Решетки вентиляционные 6000 x 500 мм".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что локальная сметная документация, размещенная в ЕИС в полном объеме, разработана в соответствии с требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых участникам закупки необходимо представить конкретные показатели, в том числе следующий товар: "Решетки вентиляционные" с характеристиками "Материал должен быть ПВХ, размеры 600 x 600 мм / 120 x 1000 мм".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с вышеуказанным требованием документации об Аукционе, участники закупки вправе представить товар любого производителя и/или марки по своему усмотрению в точном соответствии с характеристиками, установленными в техническом задании документации об Аукционе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены не существующие технические параметры товаров, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
Разделом 4.13 технического задания документации об Аукционе установлены общие требования к оборудованию и материалам, используемым при выполнении работ, в том числе по товарам "Светодиодные экраны", "Видео-микшер", "Усилитель-распределитель HDMI".
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 13.1 информационной карты документации об Аукционе, установлено, в том числе, следующее требование к составу первой части заявки на участие в закупке: "Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе. Заполняется Таблица 2 в Разделе VI. Рекомендуемая форма для заполнения первой части заявки".
Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что в составе заявки на участие в Аукционе участникам закупки необходимо предложить сведения о товарах, представленных в таблице 2 технического задания документации об Аукционе. При этом товары, характеристики которых обжалуются Заявителем, отсутствуют в указанной таблице, что не препятствует участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, а также то, что представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещен локальный сметный расчет в формате "PDF", не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что все файлы, необходимые для заполнения заявки на участие в Аукционе, размещены в ЕИС в общедоступном формате без каких-либо ограничений, связанных с его ознакомлением, имеют возможность поиска и копирования фрагментов текста, а также печати документа или его части, в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 24.04.2019 по делу N 19/44/105/1046 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в объединении в один лот выполнение работ и поставку оборудования;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении Заказчиком ненадлежащего описания объекта закупки в части отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
На основании Решения Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений, путем внесения изменений в документацию об Аукционе. Срок исполнения предписания до 15.05.2019.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "П" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 24.04.2019 по делу N 19/44/105/1046, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 24.04.2019 по делу N 19/44/105/1046 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.