РЕШЕНИЕ от 8 апреля 2020 г. по делу № 077/06/57-6125/2020 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

УФАС по г. Москве

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Ч.А.,
Ч. Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.А.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ФГБУН "ФИАН им. П.Н. Лебедева":
С.К. (по дов. N 160 от 23.01.2020),
в отсутствие представителей ООО "4", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N АК/18246/20 от 06.04.2020,
рассмотрев жалобу ООО "4" (далее - Заявитель) на действия ФГБУН "ФИАН им. П.Н. Лебедева" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по поставке и установке оконных блоков и монтаж приточно-очистительной системы и чистого бокса (Закупка N 0373100006220000009) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,

установила:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.04.2020 N АК/18246/20, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к характеристикам товаров, конкретные значения которых становятся известны участнику закупки только по результатам проведения испытания конкретной партии товара, в частности:
- по п. 1 "Изделие 1 ГОСТ 24866-2014, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 31462-2011, 30674-99, ГОСТ 23166-99": "Предельное отклонение номинальной толщины стеклопакета Не более +/-1.5 мм", "Разность длин диагоналей стеклопакетов Должно быть не более 5 мм", "Отклонение от плоскостности листов стекла в стеклопакете Должно быть не более 0.001 длины стороны стеклопакета, параллельно которой производится измерение", "Приведенное сопротивление теплопередачи профиля Должно быть > 0.7 м2-°С/Вт", "Прочность профиля при растяжении не менее 37 Мпа", "Модуль упругости профиля при растяжении >= 2200 Мпа", "Изменение линейных размеров главного профиля и штапиков после теплового воздействия Не более 2.0%", "Изменение линейных размеров вспомогательных и доборных профилей после теплового воздействия Не более 3.0% 2, "Термостойкость при 150°С Должны отсутствовать вздутия, трещины и расслоения", "Прочность сцепления декоративного ламинированного покрытия с профилем Не менее 2.5 Н/мм", "Усилительные вкладыши Должны быть стальные оцинкованные с толщиной покрытия не менее 9 мкм и толщиной стенок усилительного вкладыша не менее 1.5 мм с шагом крепления к нелицевой стороне ПВХ профиля 300 мм или 400 мм, не менее чем двумя самонарезающими винтами (шурупами)", "Перепад лицевых поверхностей (провес) в сварных угловых и Т-образных соединениях смежных профилей коробок и створок до 0.71 мм, при механическом соединении импостов с профилями коробок, а также между собой не более 1.0 мм", "Сопротивление теплопередаче оконного блока из ПВХ от 0.69 до 0.81 м2-°С/Вт", "Показатель звукоизоляции оконного блока без режима проветривания в закрытом виде до 55 дБА".
Аналогичным образом установлены требования к товарам по п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9, п. 10, п. 11, п. 12, п. 13, п. 15, п. 16, п. 17, п. 18, п. 19, п. 20, п. 21, п. 23, п. 24, п. 25, п. 27, п. 28, п. 29, п. 30, п. 33, п. 34, п. 35, п. 36, п. 37.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что конкретные значения оспариваемых параметров не представляется возможным указать участникам закупки на этапе подготовки заявки, не имея товар в наличии, а также подтверждающие, что значения вышеперечисленных показателей не указываются на упаковках соответствующих товаров и могут быть известны участнику закупки только после проведения испытаний конкретной партии товара, в частности отсутствует обоснование позиции Заявителя со ссылками на соответствующие нормативные документы и стандартны.
Таким образом, Заявителем в составе жалобы не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требуемых товаров подобным образом, а также не представлены доказательства невозможности формирования предложения в составе заявки на участие в аукционе, в связи с чем у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе в данной части.
2. Комиссией Управления рассмотрены также следующие доводы жалобы относительно предъявления неправомерных требований к товарам, в частности:
- п. 1 "Изделие 1": "Тип стекла бесцветное или особопрозрачное", поскольку вышеуказанные требования не определяют потребность Заказчика, описывая весь спектр возможных значений типа стекла, установленных п. 4.3 ГОСТ 111-2014 "Стекло листовое бесцветное. Технические условия", что свидетельствует о том, что для Заказчика не имеют значения конкретные значения параметров. Аналогичным образом установлены требования к товарам по п. 6, п. 12, п. 18;
- п. 12 "Лента уплотнительная ПСУЛ": "Вид исполнения уплотнительных лент в зависимости от стойкости к воздействиям минусовых температур М; II; I", "Применение Лента должна быть предназначена для районов со среднемесячной температурой воздуха в январе ниже минус пяти", "Температурная устойчивость Должен быть в диапазоне с нижним пределом менее минус двадцать девять и верхним пределом выше плюс девяносто, кратковременная устойчивость должна быть до плюс ста двадцати", поскольку указанные требования являются взаимозависимыми в соответствии с государственными стандартами и техническими регламентами, тем самым увеличен объем требований к товарам. Так, согласно положениям п. 3.2 ГОСТ 53338-2009 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения. Технические условия", такая характеристика, например, как "Применение" установлена определенным значением в зависимости от вида исполнения уплотнительных лент. Таким образом, при указании значения параметра "Вид исполнения уплотнительных лент в зависимости от стойкости к воздействиям минусовых температур", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товаров, соответствующих требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известен показатель характеристики "Применение";
- п. 1 "Изделие 1 ГОСТ 24866-2014, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 31462-2011, 30674-99, ГОСТ 23166-99": "Марка стали фурнитуры по ГОСТ 5632-72: 40Х9С2; 40Х10С2М; 15Х11МФ; 18Х11МНФБ; 18Х11МНФБ; 20Х12ВНМФ; 20Х12ВНМФ; 13Х11Н2В2МФ; 16Х11Н2В2МФ; 30Х13Н7С2", поскольку Заказчиком установлены дублирующие требуемые значения, что вводит участников закупки в заблуждение, а именно: "18Х11МНФБ; 18Х11МНФБ; 20Х12ВНМФ; 20Х12ВНМФ";
- п. 2 "Отлив": "Класс проката по плоскостности Особо высокая или высокая или улучшенная", поскольку положениями регламентирующих стандартов ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки", ГОСТ 9045-93 "Прокат тонколистовой холоднокатаный из низкоуглеродистой качественной стали для холодной штамповки. Технические условия", ГОСТ 1050-2013 "Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия", установленных на выбор в документации, не предусмотрено возможное к представлению в составе заявки значение "улучшенная" в отношении указанной характеристики.
Заявитель также указывает на формирование требований к составу заявки в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или 3.1 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Установлено, что в Инструкции по заполнению заявки предусмотрено следующее положение: "Участник закупки представляет в любой удобной форме информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (приналичии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе предусматривает представление сведений о знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезных моделях, промышленных образцах, при наличии таковых у товара, несмотря на отсутствие подобного требования в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация сформирована в нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. В составе жалобы Заявитель сообщает, что в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены положения Инструкции, которые не соответствуют положениям типовой Инструкции, утвержденной Распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области N 28-01-40/17 от 16.10.2017 года (опубликовано 01 декабря 2017 года) "Об утверждении рекомендованной формы требований Заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, используемого при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства, линейных объектов, и предложения участника электронного аукциона в отношении объектов закупки и инструкции по ее заполнению".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчик не является субъектом, на который распространяется вышеупомянутое распоряжение, в частности ввиду того, что не отвечает территориальному признаку действия указанного документа.
Каких-либо доказательств того, что данный документ действует в том числе в отношении ФГБУН "ФИАН им. П.Н. Лебедева" Заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "4" на действия ФГБУН "ФИАН им. П.Н. Лебедева" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также неправомерных требований к содержанию первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.