РЕШЕНИЕ от 30 октября 2019 г. по делу № 44-5060/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБОУ школа N 219 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителя ООО "П" (далее - Заявитель): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 31474-ЭП/19 от 23.10.2019) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку кухонной посуды и инвентаря для нужд ГБОУ школы N 219 Красносельского района Санкт-Петербурга в 2019 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 10.10.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372500005419000004.
Начальная (максимальная) цена контракта - 351 612,84 рублей.
В жалобе ООО "П" указало на неправомерные действия аукционной комиссии, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном, по мнению подателя жалобы, отказе ООО "П" в допуске к участию в аукционе.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС представил письменное пояснение с изложением позиции по доводам, приведенным в жалобе и просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы, пояснения Заказчика, подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем (п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2019 N 0372500005419000004-1, Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Заявка с идентификационным N 138
1) В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 3.1.3 раздела 3 части I и части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к Техническому заданию).
1.1.) В Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 10 "Бак тип 4" установлены, в том числе, следующие требования: "Предел прочности материала изготовления: не меньше 450 МПа".
В заявке участник закупки предоставил по позиции N 10 "Бак тип 4", в том числе, следующие сведения: "Предел прочности материала изготовления: 450 МПа".
При этом в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе: Во всех других случаях, не установленных в инструкции требования к значениям показателей товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения точно соответствующие требованиям.
Таким образом, изменив по позиции N 10 "Бак тип 4" значение показателя "Предел прочности материала изготовления", являющегося неизменным, участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, являющимся объектом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе (далее - Приложение N 2).
К товару по позиции N 10 "Бак тип 4" Заказчиком в Приложении N 2 установлены, в том числе, следующие требования:
"Предел прочности материала изготовления: не меньше 450 МПа".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по позиции N 10 "Бак тип 4" им предложены, в том числе, следующие характеристики:
"Предел прочности материала изготовления: 450 МПа".
Как пояснил представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС, в Инструкции установлено, что при описании требований к значению показателя, которые определяются диапазоном значений, Заказчиком использованы следующие слова (словосочетания): "не меньше... - не больше...", "более... - менее...", "от... - до...", "свыше... - до...", "больше... - меньше...", "более...-не более...", "не менее... - менее...", "не более... - не менее...", "менее...- более...", "менее... - не менее...", "не более... - более...". В этих случаях участник предоставляет соответствующее значение диапазона без использования вышеуказанных слов (словосочетаний)* установленных в требованиях к значению показателя, при этом параметры, приведенные со словом "от" следует понимать, исключая указанную величину, а параметры, приведенные со словом "до" следует понимать включительно. Поскольку используемое при описании требований к спорному показателю слово "не меньше..." не перечислено в вышеуказанном положении Инструкции, то по мнению Заказчика и его аукционной комиссии, спорный показатель является неизменным и его значение должно быть представлено без изменений в соответствии с положением Инструкции, согласно которому "во всех других случаях, не установленных в инструкции требования к значениям показателей товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения точно соответствующие требованиям".
Вместе с тем, проанализировав Инструкцию, Комиссия УФАС установила, что она содержит, в том числе следующие положение:
"Слова "не ниже", "не менее", "не уже", "не меньше" означают, что значение должно быть равным или более установленного в требованиях."
Следовательно, Инструкцией предусмотрен порядок предоставления значения показателей товара при использовании Заказчиком слова "не меньше", в соответствии с которым значение такого показателя должно быть равным или более установленного Заказчиком.
Таким образом, в рассматриваемом случае, спорный показатель не является неизменным, так как случай применения Заказчиком слова "не меньше" описан в Инструкции.
Заявитель представил значение спорного показателя равное значению, установленному Заказчиком, а именно 450 Мпа, что полностью соответствует Инструкции по заполнению первой части заявки.
Учитывая изложенное, действия аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в электронном аукционе по формальным основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе, нарушают положения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях аукционной комиссии нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 октября 2019 г. по делу N 44-5060/19
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЕ ПО ДЕЛУ
 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-5060/19 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

предписывает:

1. Заказчику - ГБОУ школа N 219 Красносельского района Санкт-Петербурга - и его аукционной комиссии устранить нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения N 0372500005419000004;
- пересмотреть первые части заявок на участие в аукционе с номером извещения N 0372500005419000004 с учетом мотивировочной части решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372500005419000004 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.11.2019.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "С":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.