РЕШЕНИЕ от 31 мая 2018 г. по делу № 44-2790/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2018 г. по делу № 44-2790/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 13502/18 от 24.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оснащение кабинета прототипирования для нужд ГБНОУ "И" Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки
на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372500001918000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 086 657, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности, Заявитель полагает, что ему не правомерно было отказано в допуске к участию в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными Заказчиком, аукционной комиссией документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.05.2018 N 0372500001918000015-1-1, первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:
"На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона заявка не соответствует требованиям документации и Закона в соответствии со следующими обоснованиями:
В требованиях к товарам по позиции 1 "3D-принтер Тип N 1" значится следующее: "3D-принтер должен использовать технологию цветной струйной печати типа CJP". В заявке участника указано: "3D-принтер использует технологию цветной струйной печати типа CJP.".
Согласно инструкции по заполнению заявки "Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слова: следует, необходимо, должен (-на; -но;-ны), должен (-на; -но;-ны) быть. или эквивалент, или, либо, /,;, более, не более, менее, не менее, максимальный (-но; -ая; -ое.), минимальный (-но; -ая; -ое.), должен (-но; -ны; -на.), предельный (-но; -ая; -ое.), тип (-а, -ов, -ы), допускается, допустимый (-ая; - ое; -ые), а так же не определенных форм: может (-гут) быть, возможно(-ы, -а)."
Таким образом, в заявке участник указал слово "типа" которое в ней не должно содержаться.
В требованиях к товарам по позиции 1 "3D-принтер Тип N 1" значится следующее: "Тип распознаваемых файлов для печати: STL, VRML, PLY, 3DS, ZPR.". В заявке участника указано: "Тип распознаваемых файлов для печати: STL, VRML, PLY, 3DS, ZPR.".
Согласно инструкции по заполнению заявки "Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слова: следует, необходимо, должен (-на; -но;-ны), должен (-на; -но;-ны) быть. или эквивалент, или, либо, /,;, более, не более, менее, не менее, максимальный (-но; -ая; -ое.), минимальный (-но; -ая; -ое.), должен (-но; -ны; -на.), предельный (-но; -ая; -ое.), тип (-а, -ов, -ы), допускается, допустимый (-ая; - ое; -ые), а так же не определенных форм: может (-гут) быть, возможно(-ы, -а)."
Таким образом, в заявке участник указал слово "тип" которое в ней не должно содержаться.
В требованиях к товарам по позиции 2 "3D-принтер Тип N 2" значится следующее: "Предельная потребляемая мощность 450 Вт".
В заявке участника указано: "Потребляемая мощность 400 Вт".
Согласно инструкции по заполнению заявки "Во всех иных случаях, не указанных выше, в Приложении N 1 к Техническому заданию установлены значения показателей, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию без использования слов должен (-на; -но;-ны), должен (-на; -но;-ны) быть, следует, необходимо."
Поскольку во фразе "Предельная потребляемая мощность 450 Вт" инструкцией по заполнению заявок регламентируется только слово "Предельная", а "потребляемая мощность 450 Вт" относится к значениям показателей, которые не могут изменяться, участник должен был указать значениях данных показателей точно в соответствии с техническим заданием.
В требованиях к товарам по позиции 3 "3D Принтер Тип N 3" значится следующее: "Типы поддерживаемых файлов: STL, FORM.". В заявке участника указано: "Типы поддерживаемых файлов: STL, FORM.".
Согласно инструкции по заполнению заявки "Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слова: следует, необходимо, должен (-на; -но;-ны), должен (-на; -но;-ны) быть. или эквивалент, или, либо, /,;, более, не более, менее, не менее, максимальный (-но; -ая; -ое.), минимальный (-но; -ая; -ое.), должен (-но; -ны; -на.), предельный (-но; -ая; -ое.), тип (-а, -ов, -ы), допускается, допустимый (-ая; - ое; -ые), а так же не определенных форм: может (-гут) быть, возможно(-ы, -а)."
Таким образом, в заявке участник указал слово "типы" которое в ней не должно содержаться.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товар Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком на основании п. п. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в Приложении N 1 к Техническому заданию документации о закупке.
В частности, Заказчиком в отношении товарной позиции N 2 "3D-принтер Тип N 2" установлены, в том числе, следующие требования: "Предельная потребляемая мощность 450 Вт".
Комиссия УФАС, изучив заявку Заявителя на участие в аукционе, представленную Заказчиком на заседание Комиссии УФАС, установила, что Заявителем в заявке в отношении товарной позиции N 2 указаны следующие значения показателей характеристики - "Потребляемая мощность 400 Вт".
В соответствии с п. 3.5 Раздела 3 "Инструкция по заполнению заявок" части I. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации, Заказчиком установлено требование о том, что все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слова: следует, необходимо, должен (-на; -но;-ны), должен (-на; -но;-ны) быть. или эквивалент, или, либо, /,;, более, не более, менее, не менее, максимальный (-но; -ая; -ое.), минимальный (-но; -ая; -ое.), должен (-но; -ны; -на.), предельный (-но; -ая; -ое.), тип (-а, -ов, -ы), допускается, допустимый (-ая; - ое; -ые), а так же не определенных форм: может (-гут) быть, возможно(-ы, -а).
Во всех иных случаях, не указанных выше, в Приложении N 2 к Техническому заданию установлены значения показателей, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию без использования слов должен (-на; -но;-ны), должен (-на; -но;-ны) быть, следует, необходимо. За исключением случаев, когда слова должен (-на; -но;-ны), должен (-на; -но;-ны) быть, следует, необходимо идут совместно с требованиями к показателям, указанным выше, (например: должен (-на; -но;-ны) быть более... или должен (-на; -но;-ны) быть от...) в данном случае, при описании значений показателей, необходимо применять правила к требованиям идущим вторым порядком (например:...более.../...от...), без использования вышеуказанных слов.
Таким образом, участник закупки предложил к поставке товар со значением показателя "Потребляемая мощность" равным 400 Вт, что не соответствует значению, указанному в документации.
Таким образом, у аукционной комиссии имелись достаточные основания для отказа заявителю в допуске к участию в аукционе по указанному основанию.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации отоваре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией Заказчика хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, а также в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных впротоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке.
В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку, несоответствующую положениям документации о закупке.
Таким образом, Комиссия УФАС не выявила в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе при рассмотрении первой части заявки Заявителя.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств осуществления рассматриваемой закупки Комиссия УФАС приходит к следующему выводу.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, в отношении товарной позиции 2 "3D-принтер Тип N 2" установлено требование к показателю "Предельная потребляемая мощность 450 Вт", при этом, значение в 450 Вт является неизменным для данного показателя.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования наименования указанного показателя, следует, что Заказчику необходим товар с максимально потребляемой мощностью 450 Вт, что, по своему значению, допускает возможность поставки товара с потребляемой мощностью менее указанной величины, при этом, такое значение не будет удовлетворять потребностям Заказчика, что подтверждается пояснениями Заказчика, условиями инструкции по заполнению заявок.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемыхтовара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование к показателю "Предельная потребляемая мощность" в отношении товарной позиции N 2 не удовлетворяет потребностям Заказчика, поскольку не позволяет однозначно определить, что Заказчику необходим товар со значением показателя "Потребляемая мощность" равным 450 Вт.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС констатирует, что при описании товарной позиции N 2 Заказчиком нарушено требование ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части указания требований к потребляемой мощности товара.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


решила:
1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 31 мая 2018 г. по делу N 44-2790/18
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-2790/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),


предписывает:
1. Заказчику - ГБНОУ "Инженерно-технологическая школа N 777" и аукционной комиссии устранить нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372500001918000015;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372500001918000015 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372500001918000015 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 09.07.2018.
3. Оператору электронной площадки - АО "Е":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.


Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.