РЕШЕНИЕ от 28 августа 2018 г. по делу № 44-4269/19 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБУ "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Приморского района
Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "М" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх.N 25195-ЭП/19 от 21.08.2019)
на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению оценки профессиональных рисков для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр социальной реабилитации инвалидови детей-инвалидов Приморского района Санкт-Петербурга" в 2019 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функциипорассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении аукциона размещено 14.08.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200289719000065. Начальная (максимальная) цена контракта - 103 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом о контрактной системе, а также в нарушении порядка дачи разъяснений положений документации об аукционе.
Заказчик с доводами Заявителя согласился частично, представив письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию "Требования к количеству, качеству оказываемых услуг" документации. Так, Заказчиком при описании объекта закупки установлены, в том числе, следующие требования:
- Исполнитель, оказывающий услуги оценке профессиональных рисков, должен иметь в штате экспертов-аудиторов, соответствующих требованиям, предъявляемым к аудиторам внутренних проверок на соответствие стандарту ГОСТ Р 54934-2012 - "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования". Исполнитель должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, направленных на оказание услуг по охране труда.
- Исполнитель должен иметь доступ к любой из систем учета статистической информации о несчастных случаях / профессиональных заболеваниях, в том числе, самосозданной системе для целей исполнения экспертно-статистического, экспертно-прогнозируемого и экспертного метода ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков".
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что возможность установления указанных требований к участнику закупки не предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившемся во включении в документацию о закупке требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов для выполнения работ.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела следует, что 19.08.2019 участником закупки был направлен запрос о разъяснении положений документации об аукционе N 1165795 от 19.08.2019.
20.08.2019 Заказчиком в ЕИС были размещены разъяснения по вышеуказанному запросу следующего содержания:
"В соответствии с п. 4 и п. 6 ст. 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон) (далее - ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013) разъясняем положения документации об аукционе в электронной форме:
В связи с поступившим запросом сообщаем, что сроки внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона в документацию истекли, внести изменение в ТЗ не представляется возможным".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком не были даны разъяснения положений документации, что является нарушением ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
3. Вместе с тем, согласно рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.08.2019 N 0372200289719000065-1, на участие в данной закупке было подано 3 заявки, все участники были допущены до участия в аукционе, снижение составило более 93%. При рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия также приняла решение о соответствии всех заявок требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.